План опыта с пшеницей

Тема опыта. Изучение различных видов, разновидностей и сортов пшеницы.

Цель опыта. На конкретном материале ознакомиться с отличительными признаками: 1) различных видов пшеницы; 2) различных разновидностей пшеницы; 3) различных сортов пшеницы. На основании полученных данных конкретизировать понятия «вид», «разновидность» и «сорт».

Подготовка почвы. Участок для опыта разбить на 3 делянки. Почву хорошо обработать и заправить комплексом органических и минеральных удобрений, учитывая почвенно-климатические условия. (Проводить в лучшие для района сроки.)

Подготовка семян к посеву. Отсортированные семена различных видов, разновидностей и сортов пшеницы проверить на всхожесть и протравить в растворе формалина. (Ранней весной.)

Посев. Семена пшеницы посеять сплошным рядовым посевом на глубину 4—6 см с междурядьями 15—20 см. На первой делянке произвести посев следующих видов пшеницы: 1) мягкой, 2) твердой, 3) тургидум (ветвистоколосовая) и др.

На второй делянке произвести посев следующих разновидностей мягкой пшеницы: 1) Лютесценс, 2) Альбидум, 3) Эритроспермум, 4) Гостианум и др. — и следующих разновидностей твердой пшеницы: 1) Гордеиформе, 2) Мелянопус и др. На третьей делянке произвести посев сортов, относящихся к одной разновидности, например Гордеиформе: 1) Харьковская 46, 2) Донская горновка, 3) Народная, или подбор других сортов, относящихся к одной разновидности.

Уход за посевами. В течение вегетационного периода на всех делянках качественно и своевременно проводить агрокомплекс по уходу за пшеницей, разработанный для данного района. (В лучшие для района сроки.) Проводить фенологические наблюдения (см. таблицу в опытах по сортоизучению).

Уборка. Поскольку все отличительные признаки относятся к строению колоса, колосковой чешуи и зерна, уборку проводить в период полной спелости (по мере созревания).

Растения с каждой делянки сжать серпом и, связав в снопики различные сорта, разновидности и виды пшеницы, заэтикетировать. После просушки определить на хранение.

Ведение дневника. Записать все работы по возделыванию пшеницы, наблюдения за ростом и развитием у различных видов, разновидностей и сортов пшеницы.

В заключение следует заполнить таблицы.

 

Сравнительные признаки видов пшеницы

Признаки

Виды пшеницы

твердая мягкая тургидум полба
Соломина под колосом Общий габитус колоса Колосковая чешуя Зубец Зерно        

 

Сравнительные признаки разновидностей пшеницы

Признаки

Разновидности твердой пшеницы

Разновидности мягкой пшеницы

Гордеи-форме Меля-нопус Лютесценс Альбидум Гостианум Эритроспер-мум
Опушенность колосковой чешуи Наличие или отсутствие остей Цвет колоса Цвет зерна Окраска остей            

 

Сравнительные признаки сортов пшеницы

Признаки

Сорта разновидности Гордеиформе

Харьковская 46 Народная Донская горновка
Строение колоса Характер остей Форма колосковой чешуи Признаки плеча на колосковой чешуе Форма и длина килевого зубца Форма зерна      

 

На основании частного опыта сделать обобщающий вывод, что такое вид, разновидность и сорт.

Описать по схеме и сформулировать, в чем же разница в понятиях «вид», «разновидность» и «сорт». В заключение составить диаграмму (рис. 48-1).

ОПЫТЫ ПО ДАРВИНИЗМУ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

В целях лучшего усвоения материала по теме «Дарвинизм» (IX класс) на пришкольном участке целесообразно провести ряд опытов, демонстрирующих различные формы борьбы за существование. Их проведение поможет учащимся на конкретном материале лучше понять все сложные и многообразные взаимоотношения между особями внутри одного вида или популяции, между особями различных видов и между организмами и неорганической природой. Проведение таких опытов наглядно покажет учащимся, как человек может использовать эти сложные и многосторонние взаимоотношения в практике сельского хозяйства, лесоразведения, цветоводства, природоохранительной работе и других областях своей практической деятельности.

ВНУТРИВИДОВАЯ БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Как пример сложных взаимоотношений между особями одной и той же популяции или сорта, одного и того же вида можно провести опыты с различными культурами, например со льном — выращивание льна с тонким и длинным волокном; с пшеницей, кукурузой или другой сельскохозяйственной культурой с целью выявления оптимальной густоты посева для получения наиболее высоких урожаев, зеленой массы или наиболее качественных семян; с различными цветочными растениями по определению влияния различной площади питания на их рост, развитие, продолжительность и обильность цветения. Проведение этих опытов позволит учащимся понять, что внутривидовая борьба — это очень напряженная форма борьбы за существование, так как особи одного и того же вида или популяции для нормального роста и развития нуждаются в одинаковых условиях среды, в одних и тех же питательных веществах. На основании данных опыта учащиеся смогут определить, как человек использует закономерности внутривидовой борьбы в своей практической деятельности.

В качестве примера приводим схему опыта с астрами.

 

Опыт с астрами

Тема опыта. Влияние густоты посадки (площади питания) на рост, развитие, продолжительность и обильность цветения астр.

Задачи опыта. 1. Познакомиться с результатами внутривидовой борьбы в конкретной популяции астр. 2. Установить оптимальную густоту посадки астр на клумбах, бордюрах и для срезки в условиях вашего района. 3. Определить возможности использования внутривидовой, борьбы в практической деятельности человека и природоохранительной работе.

Подготовка участка. Участок разбить на две делянки. Почву подготовить в соответствии с агротехническим комплексом для вашего района. Посев семян и выращивание рассады одного из среднерослых сортов астр провести, как указано во втором разделе данного пособия (с. 145). Рассаду высадить в грунт, когда минует опасность заморозков. На контрольной делянке растения высадить на расстоянии 25—30 см, на опытной — 12—15 см друг от друга.

Уход. Работы по уходу (полив, подкормки, прополки) проводить, как указано в данном пособии (с. 145), одновременно на опытной и контрольной грядах в лучшие для вашего района сроки.

Учеты и наблюдения. На опытной и контрольной грядах выделить учетные делянки площадью 1 м2 и на них отдельно по вариантам подсчитать общее количество растений и количество растений с разной степенью угнетения. Степень угнетения определить по пятибалльной системе: 1 — наиболее хорошо развитые растения; 2 — хорошо развитые; 3 — среднего развития; 4 — угнетенные; 5 — сильно угнетенные.

В дневнике отметить все работы по выращиванию астр, а также данные наблюдений за ростом и развитием растений на опытной и контрольной грядах. Средние данные учетов по вариантам записать в таблицу.

Варианты опыта

Количество растений на 1 м2

Степень угнетения

Стебель

Цветы

Высота Толщина Количество боковых побегов Начало бутонизации Начало цветения Массовое цветение Конец цветения Количество цветков
Обычная посадка, расстояния 25−30 см.                    
Загущенная посадка, расстояния 12−15 см.                    

 

Анализ результатов опыта. Провести анализ полученных данных и подготовить отчет по опыту. В нем указать, в чем конкретно в данном опыте проявились результаты внутривидовой борьбы за существование. Пояснить причины, повлиявшие на различия в росте, развитии, продолжительности и обилии цветения у астр на опытной и контрольной делянках. Установить, какую густоту посадок астр в вашем районе целесообразнее использовать при оформлении клумб, при выращивании астр для срезки и для бордюров. Определить возможности использования человеком внутривидовой борьбы в сельском хозяйстве, лесоразведении, цветоводстве, природоохранительной работе и других видах его деятельности. Данные опыта использовать на уроке по теме «Борьба за существование».

Сбор и оформление экспонатов. В фазу полного цветения выкопать с корнем растения различной степени угнетения; отмыть корневую систему, загербаризировать их, смонтировать соответствующее пособие, которое целесообразно использовать для демонстрации внутривидовой борьбы на уроке по теме «Борьба за существование».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: