Межвидовая борьба за существование

Параллельно с опытами, демонстрирующими внутривидовую борьбу, на пришкольном участке целесообразно провести опыты, иллюстрирующие различные формы межвидовой борьбы за существование. Проведение этих опытов наглядно покажет учащимся, что в природе существует несколько форм межвидовой борьбы за существование: 1. Особи одного вида угнетают, уничтожают или используют для своего развития особей другого вида. 2. Особи двух видов помогают процветанию друг друга. 3. Особи одного вида помогают процветанию другого вида без вреда и пользы для себя.

Первая форма межвидовой борьбы на существование

Как пример, показывающий угнетение или уничтожение одного вида другим, можно провести рекомендуемый в методической литературе опыт с дарвиновской площадкой, которая должна быть на каждом пришкольном участке.

Опыт с дарвиновской площадкой
(Опыт выполняется в течение ряда лет)

Тема опыта. Изучение межвидовой борьбы за существование на дарвиновской площадке.

Задачи опыта. 1. На конкретном материале познакомиться с различными примерами проявления межвидовых отношений у растений. 2. Определить способы заселения площадки различными видами. 3. Выявить разнообразные приспособления у различных видов растений в борьбе с другими видами. 4. Установить, как эту форму межвидовой борьбы может использовать человек в своей практической деятельности.

Закладка опыта. Осенью выбрать квадратную площадку площадью 2´2 м2, снять слой земли глубиной 0,5 м. На дно ямы вначале насыпать песок слоем 10 см, затем гарь — 15 см, а поверх нее опять песок — 25 см. Каждый слой хорошо утрамбовать, площадку четко ограничить.

Учеты и наблюдения. Площадку разбить на делянки площадью 1 м2 каждая. В течение ряда лет, три раза за вегетационный период — весной, летом и осенью — учитывать, какие виды растений и в каком количестве появляются на площадке. Установить, какими путями попадают они на площадку, какие животные появляются на площадке и поедают проростки растений. Какие приспособления имеются у растений для борьбы с другими видами?

Данные учетов и наблюдений занести в таблицу.

 

Названия растений

Число зарегистрированных растений

Приспособления для борьбы с другими видами

Причины уменьшения их числа

Весной (дата) Летом (дата) Осенью (дата)
           

 

По данным учетов вычертить диаграмму изменения растительности на дарвиновской площадке в течение вегетационного периода. Данные наблюдений за каждый год, дневники, итоговые таблицы и диаграммы передать ученикам последующего класса, которые в будущем году продолжат все эти наблюдения.

Анализ результатов опыта. Анализируя результаты наблюдений, проводимых в течение ряда лет на дарвиновской площадке, за сменой одних видов другими, необходимо составить отчет по опыту. В нем указать, в какой последовательности и какими путями попали растения на площадку. Какие виды вытесняют другие виды? Каковы причины, процветания одних видов, исчезновения других и появления новых? Сделать выводы о проявлениях межвидовой борьбы за существование, указав, в чем конкретно она проявилась в данном опыте. Определить, как эту форму межвидовой борьбы использует человек в своей производственной и природоохранительной деятельности.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: