Тема опыта. Изучение полиплоидии у пшениц.
Цель опыта. Показать значение полиплоидии для человека на примере пшениц.
Специального опыта по изучению явления полиплоидии у пшениц на пришкольном участке закладывать не нужно. Для проведения сравнительного изучения можно воспользоваться растениями мягкой и твердой пшеницы, выращенными в опыте «Разнообразие культурных форм растений».
Для сравнительного анализа в период полной зрелости нужно выдернуть по 10 растений нескольких сортов мягкой и твердой пшеницы и провести описание по схеме.
Сорт | Число хромосом | Высота растений | Кустистость | Главный колос | Число зерен с 1 растения | Масса 1000 зерен | Масса зерен с 1 растения | Примечание | ||
Длина | Число колосков | Число зерен | ||||||||
Данные отдельных учетов суммировать, вывести средние показатели. В примечании указать основные отличия мягкой и твердой пшеницы по хозяйственно-ценным морфологическим признакам. Сделать вывод о большей продуктивности пшеницы с большим числом хромосом. Полученный материал использовать на уроке при изучении хромосомных мутаций.
|
|
ГЕННЫЕ МУТАЦИИ. ЗАКОН ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ
Способность мутировать — одно из основных свойств гена. Генные мутации связаны с изменением расположения нуклеотидов в цепочке ДНК. Фенотипически они затрагивают самые разнообразные качества и свойства организма. Выдающийся советский генетик Н.И. Вавилов установил, что «виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение аналогичных форм у других видов и родов». Это открытие получило название закона гомологических рядов наследственной изменчивости. На пришкольном участке для его демонстрации рекомендуем провести следующий опыт.