Функции, принципы, методы и приемы управления

С развитием производства содержание управленческого труда становится все более сложным и происходит разделение труда между работниками управления по видам управленческой деятельности — функциям: планирования, организации, контроля, регулирования, учета и анализа.

Планирование — определение целей развития системы, средств и путей их достижения. Оно включает прогнозирование основных направлений научно-технического развития, перспективное, текущее, оперативное планирование и оформляется в виде бизнес-планов, текущих и оперативных планов.

Бизнес-план представляет собой программу действий, отражающую цель и задачи хозяйственной системы, а также ресурсное обеспечение этой программы.

После выполнения функции планирования, т. е. задания цели и определения способов ее достижения, возникает необходимость обеспечить ее реализацию. Это достигается посредством выполнения других функций управления.

Контроль — наблюдение и проверка хода производственного процесса. Заключается в сборе и обработке информации о производственном процессе. Реализуется в системе управления по обратной связи (объект—субъект).После выявления тех или иных отклонений в ходе производственного процесса, возникает задача их устранения. На ликвидацию отклонений в функционировании объекта и поддержание системы в равновесном состоянии, с учетом складывающейся ситуации, направлено регулирование.

Учет — сбор и накопление данных о ходе производственного процесса в целом и на отдельных его этапах. Реализация этой функции управления позволяет в любой момент иметь информацию о количестве произведенной продукции, наличии и потребности ресурсов, достаточных для осуществления целей производства. Учет является базой и необходимым условием анализа производственно-хозяйственной деятельности.

Анализ — выявление факторов, влияющих на функционирование хозяйствующего субъекта, их качественная и количественная оценка с целью разработки мероприятий по усилению позитивных и уменьшению воздействия негативных факторов.

Организация представляет собой выбор и формирование структуры производственного объекта и структуры управления, взаимоотношений между ними и координацию функций управления. В задачи организации как функции управления включается обоснование технологии — состава и последовательности выполнения операций производства и управления.

Функции планирования и организации по своей сути, составу и взаимосвязи решаемых задач слабо разделимы и, практически, выполняются параллельно. Это свидетельствует о взаимосвязи функций управления, а с учетом их содержания — о перманентности процесса управления.

Особенности управления социально-экономическими сис-

темами отражаются в принципах управления. Под принципами

управления понимаются основные исходные положения, сформулированные в результате обобщения' объективных условий исторического опыта и развития теории управления.

Принципы управления как философскую категорию не выбирают —им должны следовать органы управления в своей деятельности. Более того, они определяют методы управления.

Одним из основополагающих принципов управления является системный подход, реализующий совместно с принципом оптимальности научность управления.

Системный подход означает, прежде всего, то, что управляемый объект рассматривается в целом — как совокупность элементов, образующих единую систему. Такой подход должен обеспечить гармоничное и пропорциональное развитие экономическихсистем и их составных частей, правильное определение основныхзадач развития управляемого объекта и выбор действительно оптимального варианта решения.

К сожалению, на практике, в том числе и в нашей стране, не всегда (по разным причинам) удается в полной мере следовать этому принципу. В качестве примера можно привести строительство Байкало-Амурской магистрали, а в еще более отдаленной ретроспективе — создание Единой глубоководной системы Европейской части СССР.

До сих пор в составе ЕГС на Волге имеется проблемный 40-километровый участок Городец-Балахна, где глубины в разные периоды навигации составляют всего до 2,5 м при проектных значениях 4,0 м. Причиной является 5-метровый дефицит наполнения (уровня) Чебоксарского водохранилища. По оценкам некоторых специалистов, увеличение уровня водохранилища до проектной отметки нанесет серьезный ущерб не только экономике Нижегородской области в результате затопления тысячи гектаров пахотных земель, но и экологии. Поэтому для частичного решения этой проблемы предусмотрено строительство до 2015 г. Нижегородского низконапорного гидроузла.

О негативных последствиях в социальной сфере подобных системных коллизий рассказывает в своих книгах член союза писателей России М. К. Зарубин. С горечью и болью, так сказать от сердца, как патриот своей малой Родины д. Погодаевой, что стояла когда-то на крутом берегу Илима, а теперь ее нет на карте — там водохранилище: ≪На дне морском остались тридцать деревень и сел≫ [14]. С досадой и разочарованием, что называется от головы, как гражданин и специалист высочайшей квалификации в области строительства генеральный директор одной из крупнейших на Северо-Западе строительных организаций (ЗАО ≪47-й трест≫), почетный строитель России, почетный архитектор России пишет:

≪Почему-то я уверен, что людям, которые здесь родились и выросли, не нужна была эта гидроэлектростанция≫ [15]. Об этом в свое время также написал в книге ≪Прощание с Матёрой≫ наш известнейший писатель-сибиряк, ангарец Валентин Распутин.

А что было на Волге?!

Сейчас как благо можно расценивать тот факт, что не состоялась реализация проекта ≪поворота северных рек≫. Это несомненно привело бы к серьезным последствиям, если не экологической катастрофе, по крайней мере, для Сибири и побережья Ледовитого океана.

Следующим принципом можно назвать перманентность управления. Он, вытекая из анализа структуры системы управления (рис. 1.3) и функций управления, означает непрерывность процесса управления действующим объектом.

Принцип оптимальности управления означает, что в процессе управления должно быть найдено наилучшее решение из множества возможных. Однако следует иметь в виду, что лучшее из возможных решение выбирается по принятому критерию оптимальности, и поэтому его вряд ли можно считать оптимальным в абсолютном смысле.

Следует отметить и такие принципы, как:

• выделение главного звена или проблемы, решение которой в ограниченных условиях конкретного временного интервала (времени, финансовых, кадровых и других ресурсов) определяет наилучшее решение остальных задач и достижение

системой основной цели;

заинтересованность в экономическом и социальном отношениях как мотивацию деятельности индивидов и коллективов.

• ориентацию на максимальный результат — определение и постановка амбициозных целей и задач.

Еще один, весьма важный принцип управления, о котором почему-то многие авторы забывают, — принцип демократического централизма.

Демократизм как широкое участие масс характерен для стадии подготовки решения, когда каждый работник может принять участие в формировании допустимого множества альтернативных решений какой-либо проблемы, задачи или вопроса. Очевидно, что квалифицированный работник как никто другой знает и понимает конкретные проблемы на его участке работы и может сформулировать и обосновать, в пределах своей компетенции, наиболее эффективное решение или решения (подходы). Здесь уместно будет привести русскую пословицу: ≪Одна голова — хорошо, а две — лучше≫.

Централизм в управлении — как единоначалие необходим при исполнении принятого решения и предусматривает персональную ответственность за его реализацию. Для осуществления эффективного управления решения надо не только принимать, но и обеспечивать их исполнение, в т. ч. посредством персонификации ответственности. Народная мудрость в этом смысле гласит:

≪У семи нянек дитя без глазу≫.

Методы управления объективно обусловлены производственными отношениями и принципами управления, являются социальной категорией и представляют собой способы воздействия на работников и производственные коллективы, обеспечивая достижение поставленных целей. По характеру отношений в производстве методы управления подразделяются на экономические, организационно-распорядительские, социально-психологические и правовые.

Экономические методы, основанные на использовании экономических интересов общества, производственных коллективов и отдельной личности, находят свое выражение в двух видах:

директивных плановых заданий, разрабатываемых на основании прямых экономических расчетов;

• экономических рычагов и стимулов (налоговой политики, цены, прибыли, кредита, материального поощрения).

Экономические взаимоотношения должны строиться таким образом, чтобы каждый работник, каждый коллектив, каждое предприятие были заинтересованы в раскрытии своих резервов повышения производительности труда и эффективности производства на основе максимального использования технических средств, повышения качества продукции, соблюдения режима экономии и снижения издержек производства, в соответствии с принятой технологией.

Организационно-распорядительские методы отражают управленческие отношения и характеризуют механизм административного воздействия на управляемые объекты. Эти воздействия проявляются в виде определения организационных структур производства и управления, повседневного оперативного обеспечения согласованной работы отдельных производственных

подразделений и органов управления. Они реализуются в форме инструкций, приказов и распоряжений — как для предприятий, так и для отдельных работников.

Социально-психологические методы — представляют собой способы воздействия, основанные на изучении инженерной психологии, взаимоотношений в производственных коллективах и индивидуальных особенностей каждого работника. Они неразделимы с другими методами управления и могут проявляться как в виде воздействия через коллектив, так и в индивидуальном порядке; призваны обеспечить нормальный психологический климат в коллективе и личностный комфорт работника.

Правовое регулирование общественного производства представляет собой юридические воздействия. Юридические воздействия регламентируются правовыми нормами и актами, предполагающими определенные санкции: материальные, дисциплинарные, административные и уголовно-правовые.

Материальная ответственность налагается на предприятия и организации, а также на должностные лица за результаты хозяйственной деятельности и выражается в виде штрафов и т. п.

Дисциплинарной ответственности подвергаются лица, нарушившие служебные обязанности, на которых вышестоящим должностным

лицом налагается взыскание в виде замечания, выговора или другое, регламентируемое трудовым законодательством.

Административная ответственность выражается в разнообразных штрафах, начетах и налагается на предприятия и отдельных должностных лиц специальными государственными органами (санитарно-эпидемиологическими станциями, государственным пожарно-техническим надзором и др.).

 Уголовная ответственность применяется судами за совершение должностных преступлений.

В современной системе управления социально-экономическими системами с высоким уровнем дифференциации управленческих функций все более отчетливо выделяются и специфические направления управленческой деятельности: маркетинг,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow