Конкуренция и управление конкурентоспособностью

Важным условием обеспечения эффективности общественного производства является наличие конкуренции. Конкуренция — не новое понятие в экономической теории и управлении. Она присуща природе всего живого вообще. Основоположником теории конкуренции является Адам Смит, опубликовавший почти 250 лет назад ее основы в работе ≪Исследование о природе и причине богатства народов≫ (1768 г.).

Суть основных научных положений его теории заключалась в том, что он определил: конкуренцию как соперничество; ее влияние (в зависимости от размера предложения) на цену и распределение отраслевой прибыли; ее главный принцип — принцип≪невидимой руки≫ и основные условия чистой (совершенной) конкуренции; необходимые условия ее усиления и развития. Не-

сколько позже значительный вклад в развитие теории конкуренции внес Д. Риккардо (1772–1823).

В жизни общества конкуренция имеет исключительное социально-экономическое значение, определяющее в конечном итоге чрезвычайной важности для человека прагматическое содержание — качество жизни. В экономическом смысле конкуренция безусловно является движущей силой развития общества (мате-

риального и духовного), двигателем прогресса. Поэтому ее надо непрерывно изучать, обобщать методы и приемы, управлять ею для получения желаемого результата.

В обобщенном виде конкуренция [5] понимается как борьба или соперничество неких субъектов за лидерство в определенной среде при достижении сущностных целей по определенным правилам. При этом следует иметь в виду, что:

• ≪ субъекты ≫ — любые социальные, производственные или биологические системы;

• ≪ среда ≫ — пространство существования или обитания и жизнедеятельности;

• ≪ сущностная цель ≫ — основная цель существования, жизнедеятельности;

• ≪ правила ≫ — писаные или неписаные нормы поведения в определенной среде. Иногда кажущееся отсутствие ≪правил≫и есть собственно основное правило, как это, например, понимается и есть в жесточайшем спортивном единоборстве —≪боях без правил≫. В человеческом обществе ≪правила≫ регламентируются действующим законодательством и в общем случае определяются: Конституцией, гражданским правом, трудовым правом, конкурентным антимонопольным правом, системой налогообложения, таможенной системой и т. п. атрибутами общественного устройства.

Неотъемлемым от конкуренции является понятие конкурентоспособности. В общем случае можно считать, что конкурентоспособность — наличие преимуществ, обеспечивающих относительно лучшее позиционирование субъекта на соответствующемрынке. Если иметь в виду, что под преимуществом обычно понимается наличие дополнительных возможностей у субъектапо сравнению с другими, то конкурентные преимущества представляют основные, наиболее существенные возможности, на основании которых и осуществляется оценка конкурентоспособности и управление ею.

Для оценки и особенно управления конкурентоспособностью важное значение имеет источник конкурентных преимуществ.

Эти источники могут быть:

• наследственными,

• конструктивно-технологическими,

• информационными,

• квалификационными,

• институционально-правовыми,

• организационно-управленческими,

• природно-климатическими.

Неотъемлемым от конкуренции является также понятие качества. Качество как философская категория выражает неотъемлемую от объекта существенную определенность, благодаря которой он отличается от других и является именно этим, а не иным. В реальной жизни все больше прослеживается тенденция смещения конкуренции в неценовую область — борьбу за качество. В целом качество определяется внутренними и внешними составляющими, или компонентами. Внутренние компоненты качества отражаются характеристиками изделия, продукции, субъекта. Ими могут быть: срок службы, наработка на отказ, протяженность причального фронта, пропускная способность и т. п.

Внешние компоненты отражают уровень соответствия субъекта конкуренции запросам потребителей, рыночным требованиям и собственно конкурентоспособности.

Свойства объектов управления и продукции, субъектов конкуренции для количественной оценки и анализа обычно выражают через показатели. Последние, в зависимости от их значимости или приоритета при оценке, могут выступать как критерии.

В общем случае показатели качества продукции подразделяются на единичные, комплексные, интегральные и определяющие:

• единичные — характеризуют абсолютное значение качества продукции, относящееся к одному из ее свойств;

• комплексные — отражают качество по нескольким свойствам;

• интегральные — оценивают соотношение общего полезного эффекта от использования к сумме затрат на создание;

• определяющие — показатели качества продукции, по которым принимаются решения по оценке ее качества — критериальные показатели.

К комплексным показателям качества продукции судоходных компаний относят скорость доставки и сохранность грузов, а к интегральным — себестоимость, а также прибыль, чистую валютную выручку, отнесенные к тоннаже-суткам затрат флота в эксплуатации.

При оценке качества работы и конкурентоспособности портов к комплексным показателям относят интенсивность грузовых работ и комплексного обслуживания флота, сохранность грузов в процессе грузовых работ и хранения, а к интегральным показателям — себестоимость перевалки 1 т груза, прибыль.

Управление конкурентоспособностью как обеспечение преимуществ по определенным и важнейшим показателям в конкурентной среде является одной из важнейших задач производственного менеджмента. Для эффективного управления конкурентоспособностью в судоходном бизнесе и портовой деятельности (как впрочем и любых других) необходимо знать законы и закономерности функционирования этой важной отрасли экономики. Надо знать способы определения эффективности транспортной отрасли в целом и отдельных предприятий, а также методы расчета и анализа показателей производственной деятельности и конкурентной среды.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow