Структура и особенности водно-транспортной системы

Водно-транспортная система, как уже отмечалось, является составной частью (подсистемой) транспортной отрасли. Ее можно рассматривать как систему на более низкой ступени иерархии транспортного пространства. Она также характеризуется большим количеством элементов, сложностью и многомер-ностью внутренних и внешних отношений.

Элементный состав водно-транспортной системы схематично представлен на рис. 1.2. Следует заметить, что количество и разнообразие элементов на самом деле еще больше, т. к. в результате проведенной в конце XX века экономической реформы в России владельцы средств транспорта, судостроения и судоремонта,

а также транспортной инфраструктуры получили право их приватизировать и организовали предприятия и фирмы различных форм собственности. Так, владельцев только речного флота в России на начало 1995 г. насчитывалось — 6018, сейчас их число существенно увеличилось при объективном снижении темпов роста транспортной работы.

Водно-транспортная отрасль представляет собой экономическую систему с присущими таким системам свойствами. Вместе с тем водно-траспортная система в целом и ее составляющие обладают рядом специфических особенностей, игнорирование которых с точки зрения эффективного управления недопустимо.

Транспорт является четвертой, и особой, сферой материального производства. Продукцией транспорта выступает сам процесс перемещения грузов и пассажиров, который невозможно произвести впрок, а затем в нужный момент взять со склада в виде готовых изделий или полуфабрикатов. Отсюда вытекает необходимость повышения оперативности и мобильности функционирования транспорта для качественного удовлетворения потребностей пользователей. Кроме того, динамичность транспортной системы характеризуется изменением состояний и параметров(координат системы) не только во времени, но и в пространстве. Данное обстоятельство налагает дополнительные ограничения на время подготовки и принятия решений, взаимодействие обеспечивающих технических и информационных подсистем.

Этого требуют и территориальные особенности транспортного производства, обусловленные географией перевозок. Например, суда Северо-Западного пароходства работают на внутренних водных путях от Белого до Каспийского морей и в морских бассейнах Балтики и Средиземноморья.

Водно-транспортная система — не просто эргатическая система.

Транспорт — сфера повышенной опасности, важность и значимость ≪человеческого элемента≫ в которой значительно выше, чем в некоторых других социально-экономических системах.

Водный транспорт как система функционирует в условиях воздействия большого количества случайных факторов, например гидрометеорологических. Поэтому водно-транспортной системе присуща повышенная стохастичность.

На внутренних водных путях России длительность навигации является случайной величиной, можно сказать, первым фактором неопределенности функционирования судоходных предприятий. С другой стороны, существенная ограниченность навигации по продолжительности вызывает сезонный характер основной деятельности большого количества судоходных компаний и портов.

Перечисленные особенности водно-транспортной системы в еще большей степени усложняют ее, а потому должны быть учтены при выборе методов и приемов управления, моделей и математического аппарата их описания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: