Некоторые понятия ситуационного управления

 

Реализация идей и решений, принятых в процессе текущего управления работой флота, осуществляется посредством оперативного управления и регулирования транспортного процесса на основе принятия оптимальных решений в конечные, жестко ограниченные временные интервалы.

Для оперативного (ситуационного) управления характерны две особенности:

• решение принимается по определенной группе или даже отдельному элементу производственной системы (здесь нет места оптимизации в среднем — каждое решение должно быть вполне конкретным, соответствующим конкретной ситуации);

• принятие и реализация решения осуществляется, как правило, в условиях дефицита времени и большого числа других ограничений, налагаемых сложившимися условиями и обстоятельствами.

При оперативном регулировании решения должны осуществляться в реальном масштабе времени. Выбор альтернатив обусловлен преимущественно варьированием допустимой последовательности выполнения работ или обязательств и возможностями согласования при этом деятельности отдельных элементов системы. Продолжительность и эффективность процесса оптимизации решения во многом зависит от управляющих воздействий, стратегии управления в различных ситуациях, возникающих непосредственно в транспортном пространстве. Количество таких ситуаций весьма велико, а их организационно-технологическая структура достаточно разнообразна.

Такие особенности оперативного управления обусловливают необходимость создания системы поддержки принятия решений (СППР) на основе информационных (компьютерных) технологий

 

СППР должна состоять из четырех подсистем:

• технического обеспечения — комплекса средств вычислительной и оргтехники, обеспечивающей общение с пользователем;

• информационного обеспечения, включающего базу данных;

• математического обеспечения;

• программного обеспечения.

Особые требования при создании СППР для оперативного управления предъявляются к математическому обеспечению — системе экономико-математических моделей, алгоритмов и методов решения оптимизационных задач, применяемых в этом виде

управленческой деятельности. К ним относятся:

• простота моделей и алгоритмов их решения;

• использование методов поиска приближенных решений;

• широкое использование моделей принятия решений в диалоговом режиме;

• разработка комплектов типовых алгоритмов и программ для принятия решений в стандартных ситуациях.

Наиболее распространенными методами оптимизации в задачах ситуационного управления являются методы теории расписаний, математического программирования, имитационного моделирования, теории игр.

Ситуации, связанные с транспортным процессом и требующие оперативного их решения, обычно возникают в пунктах обслуживания транспортных средств и организации их движения.

Прежде чем приступить к рассмотрению некоторых наиболее часто встречающихся транспортных ситуаций и методов их решения, дадим определения некоторым понятиям.

Пункт обслуживания судов на графе водного пути (ПОГ).

Под ПОГ будем понимать любой пункт, расположенный на водном пути, в котором выполняется одна или несколько операций обслуживания транспортных судов. При этом под операциями обслуживания понимаются стандартные (в общепринятом смысле) операции: грузовой обработки; бункеровки; шлюзования; лоцманской проводки; прохождения мостов, подходных каналов и т. п.

Транспортные ситуации, требующие оперативного вмешательства лица, принимающего решения (ЛПР), — диспетчера, возникают в случаях, когда возможно альтернативное обслуживание, обусловленное альтернативными условиями.

Альтернативное обслуживание — один из допустимых технологических вариантов обслуживания, определяющий состав и последовательность выполнения операций с альтернативными объектами.

Альтернативные (конкурирующие) объекты — взаимозаменяемые и взаимоисключающие друг друга объекты, например — суда, используемые для выполнения одной и той же работы (перевозки) и (или) нуждающиеся в обслуживании, не имеющие друг перед другом каких-либо априорных преимуществ — приоритета.

Альтернативная очередь — допустимая последовательность обслуживания альтернативных объектов (судов) с учетом их свойств и характеристик.

Информационное обеспечение системы оперативного управления




double arrow
Сейчас читают про: