Приведенные экономико-математические модели задачи разработки ПСГ в упрощенной постановке отличаются тем, что достаточно понятно и наглядно отражают суть оптимальной расстановки флота как задачи распределения ресурсов для выполнения
заданного объема работ.
Но, при этом предполагаются предварительно однозначно определенными и одинаковыми для всех типов судов схемы их движения, условно называемые ли-
ниями. Формирование же схем движения судов осуществляется на основании предварительной ≪увязки≫ (взаимного прикрепления) грузовых потоков по направлениям перевозок. Поскольку суда различных типов имеют свои технико-эксплуатационные и экономические параметры, которыми и определяются сферыих наиболее эффективного использования, то одинаково эффективных (абсолютно инвариантных относительно параметров судов) схем движения быть не может. Поэтому приведенные выше экономико-математические модели оптимизации ПСГ имеют
ограниченное использование. Это возможно, например, в случаях небольшой размерности задачи или такой корреспонденции грузовых потоков, которая с учетом характеристик грузов и условий судоходства определяет однозначность схем движения для имеющегося флота.
Свойства судовых потоков и принципы формирования схем движения судов
Разработка и оптимизация ПСГ начинается с анализа корреспонденции грузовых потоков (грузовой базы). С одной стороны, анализ корреспонденции грузовых потоков производится в целях выделения грузовых потоков, требующих для их освоения (с уче- том характеристик грузов и условий судоходства) специализированного флота. С другой стороны, в процессе анализа выделяют маломощные грузовые потоки, которые для обеспечения большей эффективности работы флота и возможности организации линей-
ного судоходства должны быть укрупнены. Укрупнение грузовых
потоков достигается объединением маломощных и ≪распыленных≫ грузопотоков в единый достаточно мощный и устойчивый грузовой поток. При укрупнении грузовых потоков исходят из следующих основных принципов, априори определяющих ра- циональное использование флота:
• идентичности физико-химических свойств грузов, обеспечивающей возможность их совместной перевозки, с одной сто-
роны, и минимизацию времени на подготовку судов к транспортной работе (зачистку, замывку трюмов, дезинфекцию и т. п.) — с другой;
• максимально возможного совпадения пунктов отправления и назначения грузов, обеспечивающего минимизацию порожних пробегов судов, с одной стороны, и лучшее использование грузоподъемности судов в динамике (по пробегу) — с другой;
• совпадения сроков и календарных дат предъявления сезонных грузов к перевозке.
В транспортно-логистических системах перемещение товара является объектом управления, а на транспорте только перемещение груза дает отрасли продукцию. Поэтому для повышения эффективности транспортно-логистических систем и качества транспортной продукции используются различные способы упаковки грузов и укрупнения грузовых мест на основе учетно-договорных единиц и стандартов ISO, а также различные системы слежения за продвижением грузов на основе информационных технологий. Однако при теоретическом рассмотрении вопросов организации перевозок грузов, формальной постановке задачи и описании перевозочного процесса объективно приходится грузовые потоки преобразовывать в потоки транспортных средств.
Ибо только оперирование потоками транспортных средств с их эксплуатационно-экономическими параметрами и характеристиками может обеспечить получение результирующих показателей перевозок и на их основе — осуществить выбор наиболее эффективного варианта организации транспортного процесса.
В связи с этим изучение свойств и характеристик потоков транспортных средств для эффективной организации перевозок является столь же необходимым, как исследование транспортных характеристик грузов.
Основным свойством судовых потоков, используемым при организации работы флота, является свойство симметрии.
Свойство симметрии судовых потоков в общем виде формулируется следующим образом. Для любого (i-го) пункта водного пути общий входящий судовой поток равен общему выходящему судовому потоку
Общий судовой поток (Пс i= гружёного судового потока (Пс
Гр)+ порожнего судового потока (Пспор)+ судопотока проследования (Пспр)
пр
В частном случае, при организации перевозок по внутренним водным путям, когда маршруты движения судов во встречных направлениях совпадают, свойство симметрии судовых потоков заключается в равенстве судовых потоков по направлениям дви-
жения (прямом и обратном или вверх и вниз) для любого (l -го) участка водного пути
Основополагающим организационным принципом формирования схем движения судов является недопустимость встречныхпорожних судопотоков однотипных судов. В данном случае ≪однотипность судов≫ понимается несколько суженно — в смыслеспециализации, т. е. приспособленности судов к перевозке опре-
Деленной номенклатуры грузов.
Экономико-математическая модель оптимальной расстановки флот






