В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:
• потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;
• воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;
• достижения комплекса наук о человеке;
• передовой педагогический опыт;
• интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
• опытно-экспериментальная работа;
• зарубежный опыт.
Способы введения новшеств в школу: развитие своего собственного опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, путь проб и ошибок, эксперимент.
Инновации в высшей школе.
По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на: локальные, модульные, системные.
Университетское образование приобретает черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации. При этом в унивеситете не только сохраняется дух свободы научного творчества, но и содержательно обогащаются все учебные курсы. Создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогощения его личности.
|
|
Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся образовательных систем.
Критерии оценки нововведений.
результативность → определенная устойчивость положительных ре-зультатов в деятельности педагогов,
новизна → определенная абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающаяся степенью известности или областью
применения характеристика сущности инновации, оптимальность → соотнесение результата педагогической инновации с затратами сил и средств для его достижения
Содержание понятия «авторская школа»
Под авторской концепцией понимается теоретически разработанный, отличный от принятого способ осуществления образовательной и воспитательной деятельности, позволяющий получить более высокие по сравнению с массовой практикой результаты.
Авторская школа - это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты (Цырлина Т.В.)
Признаки авторской школы
А.Адамский сформулировал единственный признак авторской школы - стремление к собственной неповторимости, желание обладать именем.
|
|
Директор известной авторской школы В.А. Караковский выделил в качестве ведущих признаков два: наличие собственной оригинальной программы действий и устойчивые положительные результаты [Караковский, 1993]. Оба аспекта не только присущи авторской школе, но и, несомненно, отличают ее от просто инновационной школы.
Анализ отечественной и западной литературы, посвященной авторским школам или смежным с ними понятиям и проблемам, позволил Т.В. Цырлиной выявить ряд наиболее существенных видовых признаков, наличие которых дает право называть школу авторской. Основными из выделенных признаков являются первых три:
· субъектная роль создателя, влияние личности которого сказывается на всем укладе школы и позволяет организовать детское учреждение, существенно отличающееся от массовой практики;
· четко разработанная и последовательно реализуемая оригинальная концепция, формирующая определенную философию и «миссию» школы;
· специфическая культура школы, создаваемая и окрашенная ведущей системой ценностей, атмосферой сотрудничества и общинным характером взаимоотношений и творческими видами жизнедеятельности;
· создание наиболее благоприятных условий для формирования личности ученика по заданной модели, несущей на себе отпечаток внутренней среды школы;
· профессионально-личностные особенности педагогов, разделяющих авторскую концепцию и идентифицирующих себя с системой сложившихся в школе ценностей;
· установка на превращение учащихся и их родителей в субъекты реализации авторской концепции;
· стабильно устойчивые и долговременные положительные результаты деятельности.