Памятник архитектуры и культуры как речевой стимул создания высказываний на уроке русского языка

 

В методике преподавания русского языка еще недостаточно описаны возможности использования памятников архитектуры и культуры в качестве речевого стимула в процессе обучения русскому языку. В последние годы разрабатывается методика описания архитектурных сооружений в работах Л.П. Сычуговой, М.С. Давыдовой. Обращаясь к архитектурным образам на уроках русского языка, учащиеся узнают и выделяют главную роль архитектурных объектов – создание материально-пространственной и предметной среды для человека.

Памятник архитектуры представляет собой определенный культурный компонент нашего общества. В случае, когда такой объект рассматривается на уроке русского языка, речь идет о культурологическом фоне урока русского языка.

В настоящее время методисты, рассматривая язык как культурно историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при усвоении обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.

Ученые считают, что введение регионального и культуроведческого  компонента имеет целью воспитания интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

Дополняется и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе. Государственный стандарт базисного учебного плана определяет назначение учебной дисциплины «Русский язык как государственный» и «Русский язык как родной» социальными функциями родного языка, являющегося основным средством человеческого общения и познания действительности, приобщение к национальной культуре русского народа.

Включение культурного материала как архитектурный и скульптурный объект на уроках русского языка предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков – путешествий и т.д. Архитектурный объект – памятник культуры и архитектуры – выступает как речевой стимул. Учащиеся в 8 классе создают тексты описания архитектурных сооружений таких, как церковь, собор, храм, дома, здания, крестьянская изба, арки, скульптурные памятники и монументы, колонны и др.

Проанализируем учебник русского языка 8 классе под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной на предмет описания памятников архитектуры и культуры.

Так, упражнения 88 и 89 (рисунок 1) направлены на развитие навыков построения предложений, созданий высказываний для написания сочинения по памятнику архитектуры и культуры.

 

Рисунок 1. Фрагмент учебника русского языка

В данных упражнениях содержится образец текста-описания памятника архитектуры. Подробный анализ упражнении позволить обучающимся развить навыки создания высказываний. При этом в упражнениях предусмотрена словарная работы с прилагательными превосходной степени, что позволить развить навык эстетичной речи. Следующее упражнение связано с описание архитектурного памятника через восприятие двух художников. Сложность заключается в том,что учащиеся будут проводить сопоставительный анализ искусствоведческих объектов картины и воплощенного архитектурного памятника культуры.

 

Предлагаю познакомиться с разработкой урока по упр. 89.

Урок 17. Описание памятника культуры (§ 16)

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями монументальной скульптуры и особенностями сочинения — «Описание памятника»: научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника, его деталях, окружении, писать сочинение в определённом жанре, выбирать соответствующий теме тип речи.

I. Беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения.

Надо обратить внимание на следующее: памятник — трёхмерное произведение искусства, объёмное, поэтому его следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т. е. обойти вокруг.

Рассматривая памятник, надо обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник — с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.

В ходе беседы следует продемонстрировать специально подобранный к уроку материал: иллюстрации, открытки, журналы, фильмы.

Учащимся предлагается публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника — храма Покрова на Нерли. Одна картина художника С. А. Баулина, другая принадлежит кисти живописца С. В. Герасимова.

II Выяснение замысла, идеи памятника (храма Покрова на Нерли). Основным методом может быть беседа с учащимися на основе собранных материалов, наблюдений, личных впечатлений.

III Словарная работа.

Задание 1. Познакомьтесь с архитектурной лексикой. Что обозначают архитектурные термины?

Пьедестал (от фр. pied — нога), постамент, скульптор, ваятель, художник, архитектор, статуя, монумент, памятник, храм.

Задание 2. Прочитайте слова-синонимы в рамке на с. 54: великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный.

Задание 3. Объясните и запишите значение слов: барабан, пилястры, арочный фриз.

Задание 3. Подберите синонимы к словам и запишите: храм, художник, картина, изображено.

Задание 4. Ответьте на вопросы:

Где связь храма с природой?

Где отчетливо выписаны детали, которые подчеркивают её изящество?

Что привлекает ваше внимание на картине?

На какие детали обратим внимание?

Представьте, что вы внутри храма. Какие чувства испытываете?

Какие краски преобладают?

Задание 5. Найдите слово, в котором пишется одна н

Белокаме…ый

Запечатле…ый

Изображе…ый

Наклоне…ы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: