Методические рекомендации

Цель у р о к а: научить описывать архитектурное сооружение (собор).

Сочинению «Чудный собор» предшествует подготовительная работа, которая носит рассредоточенный характер.

Следует предупредить учащихся о предстоящем сочинении за неделю и предложить отвести в тетради страничку «Заготовки к сочинению». Сюда записываются материалы наблюдений.

Для описания собора может потребоваться специальная лексика, например: фасад, горизонтальное и вертикальное членение собора, которые создают профиль здания, делают его выразительным. Своеобразие зданию придают различные украшения. Важно заметить, как здание связано с окружающей местностью, вписывается в неё.

Но главное — прежде всего определить замысел своего сочинения. Учащиеся должны использовать материалы текста упр. 101.

Составляется словарь «К описанию собора».

Привлекаются слова, данные в рамке на с. 61: сияет, горит, краснеет, алеет, золотится, белеет.

Опыт показывает, что эффективность подготовительной работы повышается, если ученикам предлагается предварительно устно описать собор. В этом случае можно предложить для обдумывания такие вопросы:

1. Для кого предназначено твоё описание?

2. Что главное ты хочешь сказать, описывая собор?

3. Как связано здание собора с окружающей местностью?

4. Где расположен собор?

5. Каковы особенности вертикального и горизонтального членения здания?

6. Есть ли на соборе украшения?

Учитель обратит внимание восьмиклассников на особенности сооружения, которые они не заметили, и, конечно, на соответствие содержания и речевого оформления высказывания его замыслу.

• К этому сочинению готовятся тексты упражнений 76, 88 и 89.

Можно использовать вопросы, данные в упр. 89.

— Представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах.

— Какой из них вы отдадите предпочтение? А может быть, каждая из них имеет свои достоинства и обе нужны, чтобы получить более полное представление об этом уникальном сооружении?

Описание собора потребует использования оценочных слов, поэтому важно обратить внимание на рамку со словами на с. 54 (великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный) и дополнить её другими словами этого же ряда (чудный, изумительный, необыкновенный, превосходный, прекрасный и т. д.). Учащиеся могут описать впечатления от собора в разное время года и суток.

 

 

Упражнения на основе описания архитектуры и памятников культуры в 8 классе.

В 8 классе магистральной линией идет работа над описанием архитектурных сооружений и памятников культуры. Поэтому необходимы разные виды работ и в том числе на краеведческом материале. Предлагаю познакомиться с видами работ.

Задание. Составьте синквейн со словами Башня, Барокко, Рит, Свод, Архитектор.

Составление синквейна можно на основе искусствоведческих словарей или на основе искусствоведческих текстов.

Приведем примеры синквейнов.

Башня

Оборонительная, сторожевая.

Возвышает, предупреждает, защищает.

Это символ безопасности и социального престижа.

Надежность.

Архитектор

Талантливый, изобретательный.

Мыслит, проектирует, творит.

Предусматривает прочность архитектурного строения.

Творец.

Барокко.

Пышное, изумительное.

Декорирует, прославляет, удивляет.

Прославляет монархию.

Роскошь.

Ритм.

Ровны, стройный.

Определяет, меняет, создает.

Вносит успокоение и структурность.

Жизнь.

Свод

Каменный, церковный.

Перекрывает, опирается, расписан.

Объединяет людские души.

Всевышний.

 

Материалы для подготовительной работы по описанию памятника архитектуры и культуры – Казанского собора в Санкт-Петербурге

 

Казанский собор

Задание 1. Словарная работа.

Архитектура - искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений;

Фасад – передняя сторона здания;

Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Возводить – сооружать, строить.

Восьмерик – часть здания, имеющая восьмигранную форму.

Зодчий – древний архитектор, строитель.

Кокошники – особые украшения, напоминающие женский головной убор.

Луковица – церковная глава, напоминающая луковицу.

Портал – вход в церковь.

Увенчать – завершить, закончить.

Храм – собор, церковь.

Ярус – это убывающее по высоте горизонтальное членение объёма здания.

Задание 2. Архитектурные особенности собора. План собора таков: внизу находится церковь. Она самая большая по размерам. По 4-м сторонам света находятся 4 башни, которые имеют форму восьмигранника, или «восьмерика». А в центре крупная башня.

- Как выглядят башни?

- Какую форму имеют купола?

- Опишите входы храма (порталы)

- Как окрашен храм?

- Как выполнены окна?

- Расскажите о функции апсид?

- Как выглядит колокольня?

Задание 3. Проанализируйте план сочинения – описания собора. Какой перед вами пан – простой или сложный?

1. Казанский собор – часть истории города.

2. Архитектура собора:

а) композиция храма;

б) башни;

в) колокольня;

г) окна и порталы храма.

3. «Песня, запечатлённая в камне».

Задание 4. О чем бы вы сказали во вступлении? История создания. Послушаем сообщения, приготовленные учащимися. (по мере прослушивания заполняются карточки)

Материал для сочинения «Моё знакомство с Казанским кафедральным собором». (Опорная карточка)

· Казанский собор находится (где?) на улице _________________________, в месте _______________________________.

· Он построен (когда?) ___________________ (кем?) _________________________________________________________________.

· Историки связывают это (с каким событием?) ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

· Благодаря чему построен собор? _________________________.

· На первый взгляд храм (какой?) ______________________________________________________________.

· Мы видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?):_____________________________________________________________________________________________________________________________.

· Как оформлен собор? ____________________________________.

· Храм похож на__________________________________________.

· Как храм оформлен изнутри? ______________________________.

· Какое сравнение храма использовано в "Епархиальных ведомостях"?_________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 5. Составьте план описание собора. Напишите сочинение-описание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: