Речевое поведение делового человека

Понятие речевого портрета социального типа носителя языка, выбор языковых средств в соответствии с типизированными целями коммуникации – важнейший показатель групповых предпочтений и неприятий. По справедливому мнению многих ученых, социально-профессиональная среда откладывает отпечаток на речи говорящего и ее лексическом наполнении.

Параметры речи определяются рядом социальных и ситуативных факторов, важнейшими среди которых являются образование, возраст, пол говорящего, условия общения, сфера деятельности.

Исследователь Н. К. Грабовский различает два аспекта в понятии «профессиональная речь»: системный и функциональный. В первом случае речь идет о подсистемах языка, которые соотносятся с определенными отраслями профессионально-ролевой деятельности и имеют сложную структуру, включая в себя единицы лексико-фразеологического, фонетического и морфологического уровней языковой системы. Во втором случае рассматривается собственно профессиональная речь как функционально-стилистическое понятие. Она выступает как совокупность типичных коммуникативных актов, осуществляемых в соответствии с нормами речевого поведения, общественно закрепленными за определенными классами социально-профессиональных ролей.

Что касается лексики, используемой деловыми людьми, то можно отметить, что она достаточно богата и стилистически разнообразна, поскольку профессионалы существенно различаются по образованию, воспитанию, уровню культуры.

Профессиональный отпечаток заметен на дискурсах языковых личностей, в профессиональной деятельности которых высок удельный вес речевого общения. Так, в профессиональной речи госслужащих употребляется множество номенклатурных слов и терминов. В первую очередь это общая терминология, ядро которой составляют слова-понятия: государство, власть, демократия, политика, администрация, право и др., а также конкретная финансово-экономическая, юридическая и организационно-управленческая лексика.

В составе нейтральной лексики устной речи предпринимателей выделяются три главные семантические группы: «люди», «деньги», «работа/бизнес». Актуальны и распространены также глаголы говорения, движения и некоторые другие лексико-семантические группы слов.

Слово бизнесмен в устной речи предпринимателей употребляется редко. В официальной обстановке или в ситуации необходимой официальной констатации должности, статуса предприниматели обычно именуют себя специалистами-управленцами – директор, руководитель, специалист: Я директор ЗАО; Слово «предприниматель» в России ругательное, обычно представляюсь как

руководитель, когда приходится выступать; Прежде всего себя я считаю специалистом в области организации здравоохранения, по-западному это в чистом виде называется менеджмент; Она, значит, она у нас теперь директор вот этого самого модельного агентства.

    Социально-профессиональная специфика таких наименований обнаруживается при анализе связанных с этими номинациями актуальных семантических групп слов. Так, например, в синонимический ряд слова предприниматель включаются не только слова руководитель, директор, специалист, собственник, но и множество оценочных, разговорных, сниженных: хозяин, главный, игрок на рынке, спекулянт, барыга.

    Ярко характеризуют предпринимателя и суть его деятельности такие типичные речевые обороты, как: работать на самом деле; сделать рынок; делать из ничего чего; в России можно заработать, сохранить нельзя; главное – подняться.

Многозначительна в социальном плане, так как показывает специфику предпринимательства в России, сочетаемость слова бизнес, в речи предпринимателей бизнес бывает сермяжный, беловоротничковый, чистый.

Анализ нейтральной лексики, входящей в состав лексикона предпринимателей, позволяет выявить не только социально специфические для речи этой группы общества значения, но и целый ряд процессов, характерных для лексики современной устной речи вообще. Здесь можно упомянуть, например, уже отмеченное в научной литературе развитие речевых значений у некоторых глагольных слов, например: прописать – «ввести в документ»; проговорить, обговорить – «обсудить»; озвучить – «сделать общеизвестным»; подскочить, пересечься, состыковаться – «встретиться» и т. п.

Широкое распространение в речи деловых людей получила предложно-падежная конструкция с предлогом по: Там вопрос такой по витринам; Просто твоя фамилия, она прозвучит в числе предложений по президиуму; Оформить остаток товара по шоколаду.

Наблюдения за нейтральной лексикой в составе лексикона предпринимателей позволяют сделать примечательный вывод: обозначение всех скрытых, завуалированных акций бизнеса происходит не с помощью низких или сленговых слов, а исключительно на основе использования нейтральной лексики, выступающей в роли эвфемизмов, например: рэкетир – твой молодой человек; приватизация – люди собирали; развитие бизнеса – шли постепенно; взятка – определенная плановая работа, угрозы – люди будут предпринимать определенные действия, рейдерство – прийти, войти, зайти на предприятие и т. д.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете понятия «коммуникативная личность» и «профессиональная

коммуникативная личность»?

2. Почему в русском обыденном сознании сложилось критическое отношение к

деловым людям?

3. Что такое коммуникативная профессия? Какими умениями и навыками должны обладать представители такой профессии?

4. Какие характеристики преобладают в представлениях о деловых людях? Помогают или мешают эти стереотипы эффективному общению?

5. Охарактеризуйте тип речевой культуры делового человека. Подтвердите примерами.

 

Домашнее задание: написать опорный конспект.

Литература:

Ланских, А. В. Культура деловой речи: учебное пособие / А.В. Ланских.— Екатеринбург: УрФУ, 2016.— 87 с.

Оформление работы

Двадцать седьмое  мая

Дистанционная работа

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: