Понятие речевого портрета социального типа носителя языка, выбор языковых средств в соответствии с типизированными целями коммуникации – важнейший показатель групповых предпочтений и неприятий. По справедливому мнению многих ученых, социально-профессиональная среда откладывает отпечаток на речи говорящего и ее лексическом наполнении.
Параметры речи определяются рядом социальных и ситуативных факторов, важнейшими среди которых являются образование, возраст, пол говорящего, условия общения, сфера деятельности.
Исследователь Н. К. Грабовский различает два аспекта в понятии «профессиональная речь»: системный и функциональный. В первом случае речь идет о подсистемах языка, которые соотносятся с определенными отраслями профессионально-ролевой деятельности и имеют сложную структуру, включая в себя единицы лексико-фразеологического, фонетического и морфологического уровней языковой системы. Во втором случае рассматривается собственно профессиональная речь как функционально-стилистическое понятие. Она выступает как совокупность типичных коммуникативных актов, осуществляемых в соответствии с нормами речевого поведения, общественно закрепленными за определенными классами социально-профессиональных ролей.
|
|
Что касается лексики, используемой деловыми людьми, то можно отметить, что она достаточно богата и стилистически разнообразна, поскольку профессионалы существенно различаются по образованию, воспитанию, уровню культуры.
Профессиональный отпечаток заметен на дискурсах языковых личностей, в профессиональной деятельности которых высок удельный вес речевого общения. Так, в профессиональной речи госслужащих употребляется множество номенклатурных слов и терминов. В первую очередь это общая терминология, ядро которой составляют слова-понятия: государство, власть, демократия, политика, администрация, право и др., а также конкретная финансово-экономическая, юридическая и организационно-управленческая лексика.
В составе нейтральной лексики устной речи предпринимателей выделяются три главные семантические группы: «люди», «деньги», «работа/бизнес». Актуальны и распространены также глаголы говорения, движения и некоторые другие лексико-семантические группы слов.
Слово бизнесмен в устной речи предпринимателей употребляется редко. В официальной обстановке или в ситуации необходимой официальной констатации должности, статуса предприниматели обычно именуют себя специалистами-управленцами – директор, руководитель, специалист: Я директор ЗАО; Слово «предприниматель» в России ругательное, обычно представляюсь как
|
|
руководитель, когда приходится выступать; Прежде всего себя я считаю специалистом в области организации здравоохранения, по-западному это в чистом виде называется менеджмент; Она, значит, она у нас теперь директор вот этого самого модельного агентства.
Социально-профессиональная специфика таких наименований обнаруживается при анализе связанных с этими номинациями актуальных семантических групп слов. Так, например, в синонимический ряд слова предприниматель включаются не только слова руководитель, директор, специалист, собственник, но и множество оценочных, разговорных, сниженных: хозяин, главный, игрок на рынке, спекулянт, барыга.
Ярко характеризуют предпринимателя и суть его деятельности такие типичные речевые обороты, как: работать на самом деле; сделать рынок; делать из ничего чего; в России можно заработать, сохранить нельзя; главное – подняться.
Многозначительна в социальном плане, так как показывает специфику предпринимательства в России, сочетаемость слова бизнес, в речи предпринимателей бизнес бывает сермяжный, беловоротничковый, чистый.
Анализ нейтральной лексики, входящей в состав лексикона предпринимателей, позволяет выявить не только социально специфические для речи этой группы общества значения, но и целый ряд процессов, характерных для лексики современной устной речи вообще. Здесь можно упомянуть, например, уже отмеченное в научной литературе развитие речевых значений у некоторых глагольных слов, например: прописать – «ввести в документ»; проговорить, обговорить – «обсудить»; озвучить – «сделать общеизвестным»; подскочить, пересечься, состыковаться – «встретиться» и т. п.
Широкое распространение в речи деловых людей получила предложно-падежная конструкция с предлогом по: Там вопрос такой по витринам; Просто твоя фамилия, она прозвучит в числе предложений по президиуму; Оформить остаток товара по шоколаду.
Наблюдения за нейтральной лексикой в составе лексикона предпринимателей позволяют сделать примечательный вывод: обозначение всех скрытых, завуалированных акций бизнеса происходит не с помощью низких или сленговых слов, а исключительно на основе использования нейтральной лексики, выступающей в роли эвфемизмов, например: рэкетир – твой молодой человек; приватизация – люди собирали; развитие бизнеса – шли постепенно; взятка – определенная плановая работа, угрозы – люди будут предпринимать определенные действия, рейдерство – прийти, войти, зайти на предприятие и т. д.
Вопросы для самоконтроля
1. Как вы понимаете понятия «коммуникативная личность» и «профессиональная
коммуникативная личность»?
2. Почему в русском обыденном сознании сложилось критическое отношение к
деловым людям?
3. Что такое коммуникативная профессия? Какими умениями и навыками должны обладать представители такой профессии?
4. Какие характеристики преобладают в представлениях о деловых людях? Помогают или мешают эти стереотипы эффективному общению?
5. Охарактеризуйте тип речевой культуры делового человека. Подтвердите примерами.
Домашнее задание: написать опорный конспект.
Литература:
Ланских, А. В. Культура деловой речи: учебное пособие / А.В. Ланских.— Екатеринбург: УрФУ, 2016.— 87 с.
Оформление работы
Двадцать седьмое мая
Дистанционная работа