Стереотипное представление о внешности и поведении делового человека

Одной из наиболее важных черт, определяющих характер межличностного общения, является профессия говорящих. Представители каждой определенной сферы деятельности несут на себе печать соответствующей профессии, типового дела. Об этом говорит тот факт, что довольно часто в качестве оценочной характеристики специалистов можно услышать «типичный учитель», «врач так врач», «настоящий начальник», «военная косточка» и т. п. В то же время невозможны выражения «типичный клиент», «прохожий так прохожий», «настоящий больной», т. е. в этом случае при первых контактах специфическое не выделяется.

Коммуникация так или иначе связана с внешними факторами, которые в деловом мире оказываются демонстрационными. Знаками демонстрационной коммуникации можно считать одежду, аксессуары, средства мобильной связи, средства передвижения, офис и деловое пространство, вербальные и невербальные средства коммуникации.

В сознании носителей языка есть сложившееся стереотипное представление о том, как выглядит, как себя ведет и что делает типичный руководитель, начальник, менеджер. Эксперименты показывают, что наиболее яркими характеристиками внешности руководителя (начальника) являются:

– строгая одежда (строгий деловой классический костюм, галстук, очки, портфель);

– серьезность (суровый, редко улыбается, надменное недовольное выражение лица);

– аккуратность (подтянутый, опрятный, стройный, мужчина, привлекательный внешне);

– солидность (важный, высокий, крупный, полный);

– средний возраст;

– интеллигентность;

– современность.

Доминантными характеристиками поведения руководителя являются, по данным опросов, следующие:

– руководит (сидит за столом в кабинете, работает с документами, контролирует, управляет, пишет, ведет собрания, проводит совещания, думает, много говорит, отдает распоряжения, звонит по телефону, следит за порядком);

– дает указания (приказывает, требует, проверяет);

– критикует (делает замечания, ругает, наставляет);

– общается с подчиненными (учит, советует, иногда хвалит, разговаривает с подчиненными, помогает подчиненным);

– кричит (кричит и угрожает, возмущается).

Признаки характера руководителя, имеющие внешнее проявление:

– строгий (бескомпромиссный, сильный, деловой);

– властный (целеустремленный, уверенный в себе, жесткий);

– сдержанный (уравновешенный, спокойный, сангвиник);

эмоциональный (взрывной, неуравновешенный, вспыльчивый, упрямый, резкий, капризный, откровенный);

– требовательный (настойчивый);

– общительный (коммуникабельный);

– энергичный;

– доброжелательный.

Исследование учеными Саратовского университета коммуникативного типажа начальника позволило выявить следующие типичные функции начальника, отражающие его активное коммуникативное начало (в отличие от пассивного у подчиненных): руководить, управлять, давать команды, правильно и четко задавать вопросы, корректировать, определять перспективу/стратегию, поощрять, наказывать, воспитывать, защищать, решать проблемы, выбирать оптимальное решение, держать ситуацию под контролем, проявлять жалость к подчиненным, учить уму-разуму, демонстрировать власть, держать дистанцию, считать себя самым умным, давать пояснения, задавать тон, скорость, ход беседы, заботиться о сотрудниках, выслушивать, быть требовательным к себе, подчиненным.

При этом коммуникативное поведение начальника выражено в значительной степени в отрицательной коннотации: устраивать разнос, делать втык, вызвать на ковер, поставить клизму, сделать промывание, поиметь в виду, делать разбор полетов и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: