Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР

Конспект урока истории  

04.06.2020

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Кризис и распад советского общества»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить  причины и последствия распада СССР.

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

Презентация к уроку по теме: «Кризис советского общества. Распад СССР.»

Ход урока.

  1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

  К наиболее тяжёлым последствиям для СССР привело обострение межнациональных конфликтов.  В 1986 г. на улицах Якутска и Алма-Аты произошли крупные столкновения между русской молодёжью и молодыми людьми титульной национальности (коренным населением), в которых участвовали тысячи человек.

 

Цель нашего урока: определить  причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР, причины переворота  и последствия распада СССР.

2. Объяснение нового материала.



Теоретический материал для самостоятельного изучения

План.

Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР.

2. Развитие кризиса Союза ССР.

Попытка переворота и распад СССР.

Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР.

Источники роста напряжённости в отношениях между народами СССР в условиях перестройки были многообразны.

Трения на почве межнациональной вражды возникали в ряде районов страны и в прошлом, но они замалчивались местными властями. В условиях гласности их широко освещали СМИ. Некоторые из публикаций носили эмоциональный и, объективно, провокационный характер. Поднимался вопрос о виновниках конфликтов, что повышало накал страстей. Предметом широких дискуссий стали обиды, нанесённые в прошлом многим народам массовыми репрессиями, произвольной перекройкой границ, пренебрежительным отношением властей к национальным традициям.

Ослабло влияние коммунистической идеологии, провозглашавшей единство советского народа. Это создало духовный вакуум, который быстро заполнялся националистическими идеями.

Идеи национализма поддержали многие местные лидеры. Разногласия между центральной властью и партийно-государственными элитами союзных и автономных республик резко обострились с началом перестройки. Её одобрили не все руководители на местах, тем более что ухудшение экономического положения в стране сказывалось и на их авторитете. Не желая нести ответственность за политику союзного центра, многие местные лидеры начали демонстрировать свою независимость от него, солидаризироваться с националистическими силами.

Националистические партии и движения стали союзниками сил, выступающих за ускоренное осуществление рыночных реформ и демократизации в самой России.

Росту национализма способствовали новые условия хозяйственной деятельности. Получившие самостоятельность предприятия перестраивали свои связи, находили смежников помимо центра, исходя из соображений экономической целесообразности. Между союзными республиками заключались прямые соглашения об экономическом сотрудничестве. Это привело к нарушению сложившейся системы экономических связей между центром и регионами страны.

Руководство страны с запозданием реагировало на обострение межэтнических отношений и изменение политического климата в обществе. Между тем уже к 1991 г. в большинстве союзных республик и многих автономиях к власти пришли лидеры, избранные общенародным голосованием на свободных выборах. Возможности воздействия на их позицию со стороны ЦК КПСС были ограничены.

4. Развитие кризиса Союза ССР.

В 1987 г. обострились противоречия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — автономной области на территории Азербайджана (ИКАО), большинство населения которой составляли армяне. Руководство области потребовало воссоединения с Арменией, что вызвало возмущение в Азербайджане. В республиках начались националистические митинги, переросшие в погромы. Азербайджанцы бежали из Армении, армяне — из Азербайджана, общее число беженцев превысило 300 тыс. человек. В 1988 г. на территории Нагорного Карабаха вспыхнули вооружённые столкновения.

В 1988-1989 гг. в Латвии и Эстонии оформились Народные фронты (в Литве — организация «Саюдис»), выступавшие за выход этих республик из состава СССР. Правившие в них коммунистические партии раскололись, их лидеры начали искать компромисс с Народными фронтами.

Особенно высокую активность проявили народно-патриотические силы в Литве. В феврале 1990 г. после свободно прошедших выборов большинство голосов в парламенте Литвы получили сторонники «Саюдиса». Верховный Совет Литвы принял решение о восстановлении её независимости и принятии временной Конституции на основе законов республики, действовавших до её включения в состав СССР в 1940 г.

Сложились очаги напряжённости в Узбекистане, Южной Осетии, Грузии, о выходе из состава которой заявила Абхазия. Началось вытеснение некоренного, особенно русского, населения из национальных республик. Так, в ответ на рост национализма в Молдавии Приднестровье, где преобладало русское население, провозгласило своё отделение от республики и присоединение к РСФСР.

Союзный центр недооценил степень серьёзности возникших проблем, считая их результатом деятельности немногочисленных групп экстремистов. Попытки решать разгоравшиеся конфликты за счёт уступок, диалога, компромиссов, угроз, ограниченных силовых действий запаздывали или отвергались местными лидерами. Кроме того, в самом руководстве СССР выявились разногласия между сторонниками жёсткого курса и теми, кто считал, что в решении национальных проблем необходима гибкость. Чем больше выявлялась слабость центральной власти, тем громче звучали требования независимости в Латвии, Эстонии, республиках Закавказья, на Украине, в Молдавии.

В апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. — в Баку, в январе 1991 г. — в Вильнюсе и Риге дело дошло до вооружённых столкновений между воинскими частями Союза ССР и сторонниками независимости, пролилась кровь.

В условиях, когда встал вопрос об ответственности за человеческие жертвы, жизни людей, погибших в ходе конфликта в Вильнюсе, руководство СССР и лично М.С. Горбачёв заявили, что речь идёт исключительно о самодеятельности местных властей и командиров отдельных воинских частей. Это посеяло в стране сомнения в том, насколько правительство контролирует действия военных, или же в возможности доверять заявлениям руководителя страны.

Были серьёзно деморализованы солдаты и офицеры силовых структур. Они столкнулись с ситуацией, когда чёткое выполнение приказа, а это основа воинской дисциплины, становилось предметом жесточайшей критики в СМИ, осуждения в обществе и угрызений совести.

В марте 1990 г. декларации о суверенитете приняли Верховные Советы Грузии и Эстонии, в мае — Латвии. 12 июня 1990 г. Верховный Совет РСФСР также заявил о государственном суверенитете Российской Федерации. Этому примеру последовали Узбекистан, Молдавия, Украина, Туркмения, Армения, Казахстан, Таджикистан и Белоруссия.

Подобный шаг ещё не означал выхода всех этих республик из состава СССР. Речь шла о своеобразном вотуме недоверия союзным властям, стремлении расширить полномочия республик за счёт союзного центра. При этом руководство России настоятельно требовало ускорения темпов перестройки, прежде всего — в экономической сфере.

Впоследствии день принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. Ныне 12 июня отмечают как День России.

Начались переговоры об обновлении Союза. Проведённый в марте 1991 г. референдум показал, что граждане СССР выступают за его сохранение в обновлённом виде.

В апреле 1991 г. 9 из 15 входивших ранее в состав СССР союзных республик — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия — пришли к соглашению о заключении нового союзного договора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: