Достижения советского спорта

Для развития спорта была создана мощная материальная база. К середине 1970-х гг. в СССР насчитывалось свыше 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1,2 тыс. плавательных бассейнов.

Спортивные соревнования в СССР оставались популярными и зрелищными мероприятиями. Ежегодно их проводилось до 300 (не считая состязаний местного уровня). Это Спартакиады народов СССР, чемпионаты страны по отдельным видам спорта, первенства центральных советов добровольных спортивных обществ (ДСО), спортивные игры молодёжи и студентов. Всесоюзные детские соревнования — «Кожаный мяч» (футбол), «Золотая шайба» (хоккей), «Белая ладья» (шахматы), «Зарница» и «Орлёнок» (военно-спортивные игры) — были по-настоящему массовыми.

Наибольшее внимание общества привлекали международные соревнования с участием советских спортсменов. В 1972 г. советская команда успешно выступила на зимней Олимпиаде в Саппоро (Япония). Выдающиеся результаты показали лыжники Г.А. Кулакова и В.П. Веденин, а также наши фигуристы. На летних Играх в Мюнхене героем стал спринтер В.Ф. Борзов, впервые в истории советского спорта ставший олимпийским чемпионом в беге на двух спринтерских дистанциях — на 100 и 200 м. В третий раз высшую олимпийскую награду завоевал А.В. Медведь (вольная борьба). Советские спортсмены победили в соревнованиях по тяжёлой атлетике, гимнастике, в десятиборье и во многих других видах соревнований.

Олимпийские игры 1976 г. в Инсбруке отмечены, кроме выдающихся результатов в фигурном катании и других зимних видах спорта, успехом хоккейной «команды звёзд». В составе сборной СССР играли В.П. Харламов, А.Н. Мальцев, Б.П. Михайлов, В.А. Третьяк.

В 1974 г. МОК принял решение о проведении Олимпийских игр 1980 г. в Москве, что свидетельствовало о признании вклада СССР в развитие спорта. Но эти Игры по политическим и идеологическим мотивам (из-за начавшейся войны в Афганистане) бойкотировали олимпийские команды ряда стран, в частности США. Это обстоятельство не помешало Москве стать одной из олимпийских столиц. Но в следующих летних Играх в Лос-Анджелесе не участвовали уже наши спортсмены.

На Олимпиаде в Сеуле (1988) команда СССР завоевала 55 золотых медалей, 220 советских спортсменов стали призёрами. Советские гимнасты выиграли в 11 из 14 видов программы. С.Н. Бубка победил в прыжках с шестом, показав выдающийся результат, футболисты стали олимпийскими чемпионами после 32-летнего перерыва, баскетболисты повторили успех 1972 г. Замечательный пловец В.В. Сальников, герой московских Игр, вновь выиграл заплыв на 1500 м вольным стилем. Он назван в числе трёх самых выдающихся пловцов XX в.

Огромной популярностью пользовалось фигурное катание. Взлёт интереса был связан с блестящими выступлениями советских спортсменов в этом виде спорта. Выдающихся успехов достигли многократные чемпионы мира и Олимпийских игр И.К. Роднина и A. Г. Зайцев (парное катание), Л.А. Пахомова и А.Г. Горшков (танцы на льду) и др.

Яркие победы на мировых первенствах были одержаны советской шахматной школой. Ещё в 1948 г. шахматную корону завоевал ММ. Ботвинник. В последующие годы чемпионами мира становились В.В. Смыслов, М.Н. Таль, Б.В. Спасский. Самыми молодыми в истории шахмат чемпионами мира стали А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров, B. Б. Крамник.

 

Домашнее задание.

1. Составить конспект урока, используя лекционный материал и презентацию. Параграф 46, стр 332-339   https://vklasse.vip/11-klass/uchebniki/vseobschaya-istoriya/nv-zagladinИстория. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.

 

Ребята, конспект урока отправляете мне на почту polovinkina.irinapolovinkina@yandex.ru или  в ВК

Приложение.

В начале 70-х гг. XX века Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность.

О научно-техническом прогрессе много говорили и в СССР. Были созданы первоклассные образцы ЭВМ. На XXIV съезде КПСС (1971г.) прозвучала установка на «соединение достижений» НТП с преимуществами социализма». Однако именно недостатки сложившегося хозяйственного механизма тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись сообщения о новых крупных открытиях и разработках. Но если они не имели военного значения, то чаще всего не реализовывались из-за нехватки средств, отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начали понимать необходимость перехода к интенсивным методам производства. Сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали новые отрасли: роботостроение, электроника, атомное машиностроение и др. Однако определяющими эти тенденции не стали.

Несмотря на появление первоклассных, а порой уникальных разработок советских ученых в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники практически не ощущался. К началу 1980-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР в начале 1980-х гг., когда ввоз лучших зарубежных образцов техники и наукоёмких технологий фактически прекратился. В результате к середине 1980-х гг. СССР вновь (как и в 1920-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Давайте вспомним, какие из советских разработок в области науки и техники внесли достойный вклад в развитие мировой науки. Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы и серийно выпускавшийся на авиационном заводе ВАСО в Воронеже.

Наряду с Конкордом Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих пассажирских перевозок. После полета в космос первого человека –Ю. А. Гагарина космическая гонка только набирала обороты.

Чтобы утереть русским нос, американцы решили сделать ставку на освоение Луны. США начинают вкладывать огромные средства в лунную программу. Со временем космические корабли становились все совершеннее, появились новые ракеты-носители. Переход от экспериментальных полетов к постоянной длительной работе в космосе был связан с программой «Союз». Новый тип кораблей с конца 60-х успешно использовался на околоземных орбитах. На аппаратах этой серии осуществлялись стыковки в открытом космосе.

Программа "Луна ". «Луна» - серия советских автоматических межпланетных станций для изучения Луны и космического пространства. Запуск космических кораблей советской серии «Луна» проводился с 1958 по 1976 год, все запуски осуществлялись с космодрома Байконур.

Были созданы орбитальные станции трёх поколений: Первую станцию «Салют» вывели на околоземную орбиту 19 апреля 1971 г. Она имела один стыковочный агрегат для причаливания к космическому кораблю «Союз».

Станция «Мир» относится к третьему поколению и начала свой полет 20 февраля 1986 г. Она имеет два причала со стыковочными агрегатами, к которым могут пристыковываться космические корабли «Союз» для доставки и смены экипажа.

Американская лунная программа тем временем набирала обороты.

1969 год стал годом высадки первых людей на лунную поверхность. 20 июля 1969 года «Аполлон-11» совершил посадку на ночном спутнике Земли. Знаменитая фраза американского астронавта Нила Армстронга: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», облетела весь мир.

Разработка пилотируемых кораблей нового поколения продолжалась до середины 80-х годов. Итогом многолетних трудов стала доставка в космос в 1988 году ракетой «Энергия» многоразового корабля «Буран», аналога американского шаттла. Но политические реалии того времени – кризис в СССР и последовавшее сокращение военного бюджета страны – поставили крест на этой программе. После крушения Советского Союза программа была свернута, а «Буран» перемещен на площадку для аттракционов в ЦПКиО им. Горького в Москве.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Общая протяженность магистрали – 4300 километров. За всю историю ее строительства в нем участвовали свыше 2 миллионов человек. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет. Нормализация работы магистрали на всем ее протяжении создала основу для:

1. Широкомасштабного хозяйственного освоения Дальнего Востока и Севера России;
2. Создания прочных связей со странами Востока (Япония, Китай, Корея);
3. Развития экономики Сахалина, Курильских островов.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: