Основными критериями работоспособности и расчета подшипников являются
• Теплостойкость - Работа трения нагревает подшипник. Перегрев подшипника является основной причиной его разрушения
• Износостойкость -Работа подшипника сопровождается износом вкладыша и цапфы, что нарушает правильную его работу. Интенсивность износа определяет долговечность подшипника
• Статическая и усталостная прочность -В случае действия больших кратковременных перегрузок ударного характера вкладыши подшипников могут хрупко разрушаться
• Абразивное изнашивание - происходит вследствие попадания со смазочным материалом на трущиеся поверхности абразивных частиц (пыли, грязи) и неизбежного трения при пуске и останове
• Заедание - происходит при перегреве подшипника. Вследствие трения нагреваются цапфа, вкладыш и масло. С повышением температуры понижается смазочная способность масла, которая связана с прочностью тонкой масляной пленки на поверхностях трения
• Схватывание - возникает при потере масляной пленки своей защитной способности из-за повышенных местных давлений и температур. Этому способствует повышение кромочных давлений как следствие перекоса вала в подшипнике.
|
|
Устройство подшипников качения.
П качения собирается из деталей, в число которых входят наружные, внутренние кольца, тела качения, а также сепаратор, применяющийся для разделения тел качения и направления их движения.
Материалы деталей подшипников качения.
Материалы подшипников качения назначаются с учётом высоких требований к твёрдости и износостойкости колец и тел качения. Используются высокоуглеродистые хромистые стали (ШХ15 и ШХ15СГ) и цементируемые легированные стали (18ХГТ и 20Х2Н4А). Твердость колец меньше, чем у шариков, поскольку площадка контакта давления у шарика меньше. Сепараторы изготавливают из текстолита, фторопласта, латуни и бронзы.
Основные причины выхода из строя подшипников качения.
• Основными причинами утраты работоспособности является:
- усталостное выкрашивание (питтинг) рабочих поверхностей тел качения или беговых дорожек колец
- абразивный износ
- разрушение сепараторов
- раскалывание колец и тел качения
- образование недопустимых пластических деформаций на беговых дорожках.