Учащиеся знакомятся с простыми задачами разных видов в следующем порядке:
Класс.
Нахождение суммы двух чисел.
Задачи данного вида появляются на страницах учебника еще до введения термина «задача». Вместо чисел автор использует в условии иллюстрации.
М1Мч1. Стр.49
М1Мч1. Стр.66
После введения термина и структурных элементов задачи этот вид появляется на стр. 88
М1Мч1. Стр.88
- В коробке 6 карандашей, на столе еще 2 карандаша. Сколько всего карандашей?
Нахождение остатка.
Задачи этого вида вводятся совместно с задачами на нахождение суммы двух чисел.
М1Мч1. Стр. 88
- В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?
На этой же странице вводят данный вид задачи с внедрением в условие иллюстративного материала.
-
Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
На одном множестве:
- М1Мч1. Стр.96
- М1Мч1. Стр.96
На двух множествах:
М1Мч2. Стр.6
- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 больше, чем квадратов. Сколько стало кругов?
Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
На одном множестве:
- М1Мч1. Стр.96
- М1Мч1. Стр.96
На двух множествах:
М1Мч2. Стр.7
- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 меньше, чем квадратов. Сколько стало кругов?
- Валя нарисовала 5 красных треугольников, а синих на 2 меньше. Сколько синих треугольников она нарисовала?
Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел с вопросом «На сколько больше?».
М1М ч.2. стр. 10
- Возьми 5 квадратов и 3 круга. На сколько квадратов больше чем кругов?
- Купили 6 билетов в цирк и 4 билета в театр. Каких билетов было больше и на сколько?
Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел с вопросом «На сколько меньше?»
М1М ч.2. стр. 11
- На карусели 4 лошадки и 3 верблюда. На сколько меньше верблюдов, чем лошадок?
- На карусели катались 4 девочки и 5 мальчиков. На сколько меньше девочек, чем мальчиков, каталось на карусели?
Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.
М1М ч.2. стр. 26
Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.
М1М ч.2. стр. 30
М1М ч.2. стр. 34
- В деревне на одной улице каменные дома и деревянные. Каменных домов 3. Сколько деревянных домов на этой улице?
Класс
Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
М2М ч.1. стр. 28
- На стоянке было несколько машин. Когда 3 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке?
- У продавца было несколько ящиков с помидорами. Когда он продал помидоры из 4 ящиков, осталось 7 ящиков с помидорами. Сколько ящиков с помидорами было у него сначала?
Нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.
М2М ч.1. стр. 29
- В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей взяли?
- М2М ч.1. стр. 30
Нахождение суммы одинаковых слагаемых.
М2М ч.2. стр. 49
- В нашем доме 5 этажей. Высота каждого этажа 3 м. У дома растет береза, вершина которой достает до крыши дома. Узнай высоту березы.
- В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках?
Деление по содержанию.
М2М ч.2. стр. 59
- В коробки разложили 12 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок потребовалось?
- Несколько мальчиков разделили между собой 12 конфет, по 3 конфеты каждому. Сколько было мальчиков?
Деление на равные части.
М2М ч.2. стр. 60
- Две девочки разделили между собой 6 орехов поровну. Сколько орехов получила каждая девочка?
М2М ч.2. стр. 61
- Для освещения трех классов всего потребовалось 15 ламп, вовсе классы поровну. Сколько ламп в каждом классе?
Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.
Задачи данного вида в учебнике представлены в виде следующего задания:
Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.
Задачи данного вида в учебнике не представлены. Но есть задания подобного типа в виде таблицы компонентов с одним неизвестным.
Класс
Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).
На двух множествах:
М3М ч.1. стр. 36
- Купили 5 зеленых мячей, а красных в 3 раза больше. Сколько красных мячей купили?
М3М ч.1. стр. 37
- У Васи 2 машинки, а у Коли в 3 раза больше, чем у Васи. Сколько машинок у Коли?
Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).
На двух множествах:
М3М ч.1. стр. 38
- У хозяйки 15 цыплят, а утят в 3 раза меньше. Сколько утят у хозяйки?
М3М ч.1. стр. 39
- В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?
Задачи на кратное сравнение чисел обоих видов изучают на одном уроке:
М3М ч.1. стр. 41
Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз больше?)
М3М ч.1. стр. 41
- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз кружков больше, чем квадратов?
М3М ч.1. стр. 42
- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки?
Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз меньше?)
М3М ч.1. стр. 41
- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз квадратов меньше, чем кружков?
М3М ч.1. стр. 42
- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?
Задачи на нахождение делимого по известным делителю и частному
М3М ч.2. стр. 24
- Делитель 26, частное 3. Найди делимое.
М3М ч.2. стр. 33
- Делитель 10, частное 3. Найди делимое.
Нахождение делителя по известным делимому и частному
Задачи данного типа представлены в учебнике только в виде таблиц.
Класс
Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).
М4М ч.1. стр. 68
- Брату 17 лет. Он младше сестры на 3 года. Сколько лет сестре?
Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
М4М ч.1. стр. 68
- В соседнем доме 12 этажей, в нем на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?
- Папе 35 лет. Он старше мамы на 3 года. Сколько лет маме?
Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
М4М ч.1. стр. 84
- В бидоне 15 стаканов молока, в нем в 3 раза больше молока, чем в кастрюле. Сколько стаканов молока в кастрюле?
- Ручка стоит 24 р. Она в 2 раза дороже блокнота. Сколько стоит блокнот?
Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).
М4М ч.1. стр. 84
- В кастрюле 5 стаканов молока, это в 3 раза меньше, чем в бидоне. Сколько стаканов молока в бидоне?
- Число 16 меньше задуманного в 4 раза. Какое число задумано?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы по анализу учебников Моро М.И. на предмет изучения простых задач были выявлены следующие особенности:
- методист в своих учебниках вводит все 25 видов простых задач;
- задачи вводятся по мере изучения детьми компонентов математических действий (начинают с задач на сложение и вычитание, переходят на задачи с умножением и делением);
- большинство видов задач вводятся попарно (Задачи на нахождение суммы и остатка, задачи на разностное сравнение с вопросом «на сколько больше?» и «на сколько меньше?», задачи на увеличение числа на несколько единиц и на уменьшение числа на несколько единиц, задачи на кратное сравнение с вопросом «во сколько раз больше?» и с вопросом «во сколько раз меньше?», задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме и т.д)
- задачи второй группы, раскрывающие связи между компонентами и результатом арифметических действий, в учебнике представлены в малом количестве. В основном их можно найти в разделе «Что узнали? Чему научились?».
Но, в связи с появлением электронных учебников, эта проблема для учителя решается, так как на каждый урок представлены задачи этих видов в разделе «устная разминка».
- задачи 3 группы в косвенной форме на одном множестве в учебнике не представлены. Автор вводит эти задачи сразу на двух множествах.