Глава 2. Анализ учебников Моро М.И

Учащиеся знакомятся с простыми задачами разных видов в следующем порядке:

Класс.

Нахождение суммы двух чисел.

Задачи данного вида появляются на страницах учебника еще до введения термина «задача». Вместо чисел автор использует в условии иллюстрации.

М1Мч1. Стр.49

 

   

М1Мч1. Стр.66

 

После введения термина и структурных элементов задачи этот вид появляется на стр. 88

М1Мч1. Стр.88

- В коробке 6 карандашей, на столе еще 2 карандаша. Сколько всего карандашей?

Нахождение остатка.

Задачи этого вида вводятся совместно с задачами на нахождение суммы двух чисел.

М1Мч1. Стр. 88

- В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?

На этой же странице вводят данный вид задачи с внедрением в условие иллюстративного материала.

-

 

 

Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).

На одном множестве:

 

- М1Мч1. Стр.96

 

 

- М1Мч1. Стр.96

 

 

На двух множествах:

М1Мч2. Стр.6

 

- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 больше, чем квадратов. Сколько стало кругов?

Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).

На одном множестве:

- М1Мч1. Стр.96

 

 

 

- М1Мч1. Стр.96

 

 

На двух множествах:

М1Мч2. Стр.7

 

 

- Положи в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько же кругов. Сделай так, чтобы кругов стало на 2 меньше, чем квадратов. Сколько стало кругов?

- Валя нарисовала 5 красных треугольников, а синих на 2 меньше. Сколько синих треугольников она нарисовала?

Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел с вопросом «На сколько больше?».

М1М ч.2. стр. 10

- Возьми 5 квадратов и 3 круга. На сколько квадратов больше чем кругов?

- Купили 6 билетов в цирк и 4 билета в театр. Каких билетов было больше и на сколько?

Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел с вопросом «На сколько меньше?»

М1М ч.2. стр. 11

- На карусели 4 лошадки и 3 верблюда. На сколько меньше верблюдов, чем лошадок?

- На карусели катались 4 девочки и 5 мальчиков. На сколько меньше девочек, чем мальчиков, каталось на карусели?

 

Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.

М1М ч.2. стр. 26

 

Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.

М1М ч.2. стр. 30

 

М1М ч.2. стр. 34

- В деревне на одной улице каменные дома и деревянные. Каменных домов 3. Сколько деревянных домов на этой улице?

Класс

Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

М2М ч.1. стр. 28

- На стоянке было несколько машин. Когда 3 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке?

- У продавца было несколько ящиков с помидорами. Когда он продал помидоры из 4 ящиков, осталось 7 ящиков с помидорами. Сколько ящиков с помидорами было у него сначала?

Нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.

М2М ч.1. стр. 29

- В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей взяли?

- М2М ч.1. стр. 30

 

Нахождение суммы одинаковых слагаемых.

М2М ч.2. стр. 49

- В нашем доме 5 этажей. Высота каждого этажа 3 м. У дома растет береза, вершина которой достает до крыши дома. Узнай высоту березы.

- В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках?

Деление по содержанию.

М2М ч.2. стр. 59

- В коробки разложили 12 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок потребовалось?

- Несколько мальчиков разделили между собой 12 конфет, по 3 конфеты каждому. Сколько было мальчиков?

 

Деление на равные части.

М2М ч.2. стр. 60

 

- Две девочки разделили между собой 6 орехов поровну. Сколько орехов получила каждая девочка?

М2М ч.2. стр. 61

- Для освещения трех классов всего потребовалось 15 ламп, вовсе классы поровну. Сколько ламп в каждом классе?

Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.

Задачи данного вида в учебнике представлены в виде следующего задания:

 

 

 

Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.

Задачи данного вида в учебнике не представлены. Но есть задания подобного типа в виде таблицы компонентов с одним неизвестным.

 

 

Класс

Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).

На двух множествах:

М3М ч.1. стр. 36

 

- Купили 5 зеленых мячей, а красных в 3 раза больше. Сколько красных мячей купили?

М3М ч.1. стр. 37

- У Васи 2 машинки, а у Коли в 3 раза больше, чем у Васи. Сколько машинок у Коли?

Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).

На двух множествах:

М3М ч.1. стр. 38

 

- У хозяйки 15 цыплят, а утят в 3 раза меньше. Сколько утят у хозяйки?

М3М ч.1. стр. 39

- В пруду плавало 9 гусей, а уток в 3 раза меньше. Сколько уток плавало в пруду?

Задачи на кратное сравнение чисел обоих видов изучают на одном уроке:

М3М ч.1. стр. 41

Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз больше?)

М3М ч.1. стр. 41

- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз кружков больше, чем квадратов?

М3М ч.1. стр. 42

- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки?

Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (во сколько раз меньше?)

М3М ч.1. стр. 41

- Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз квадратов меньше, чем кружков?

М3М ч.1. стр. 42

- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?

Задачи на нахождение делимого по известным делителю и частному

М3М ч.2. стр. 24

- Делитель 26, частное 3. Найди делимое.

М3М ч.2. стр. 33

- Делитель 10, частное 3. Найди делимое.

Нахождение делителя по известным делимому и частному

Задачи данного типа представлены в учебнике только в виде таблиц.

Класс

Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).

М4М ч.1. стр. 68

- Брату 17 лет. Он младше сестры на 3 года. Сколько лет сестре?

Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).

М4М ч.1. стр. 68

- В соседнем доме 12 этажей, в нем на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?

- Папе 35 лет. Он старше мамы на 3 года. Сколько лет маме?

Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

М4М ч.1. стр. 84

- В бидоне 15 стаканов молока, в нем в 3 раза больше молока, чем в кастрюле. Сколько стаканов молока в кастрюле?

- Ручка стоит 24 р. Она в 2 раза дороже блокнота. Сколько стоит блокнот?

Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).

М4М ч.1. стр. 84

- В кастрюле 5 стаканов молока, это в 3 раза меньше, чем в бидоне. Сколько стаканов молока в бидоне?

- Число 16 меньше задуманного в 4 раза. Какое число задумано?

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы по анализу учебников Моро М.И. на предмет изучения простых задач были выявлены следующие особенности:

- методист в своих учебниках вводит все 25 видов простых задач;

- задачи вводятся по мере изучения детьми компонентов математических действий (начинают с задач на сложение и вычитание, переходят на задачи с умножением и делением);

- большинство видов задач вводятся попарно (Задачи на нахождение суммы и остатка, задачи на разностное сравнение с вопросом «на сколько больше?» и «на сколько меньше?», задачи на увеличение числа на несколько единиц и на уменьшение числа на несколько единиц, задачи на кратное сравнение с вопросом «во сколько раз больше?» и с вопросом «во сколько раз меньше?», задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме и т.д)

- задачи второй группы, раскрывающие связи между компонентами и результатом арифметических действий, в учебнике представлены в малом количестве. В основном их можно найти в разделе «Что узнали? Чему научились?».

 Но, в связи с появлением электронных учебников, эта проблема для учителя решается, так как на каждый урок представлены задачи этих видов в разделе «устная разминка».

 

- задачи 3 группы в косвенной форме на одном множестве в учебнике не представлены. Автор вводит эти задачи сразу на двух множествах. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: