Математическая постановка задачи синтеза облика всеазимутальной РН

 

Предположим, что объект проектирования, - всеазимутальная РН с требуемой точностью описывается вектором проектно-баллистических параметров  размерности n. Для удобства дальнейшей работы составляющие вектора Х систематизируем в соответствии со структурной схемой РН, представив их в виде векторов проектно-баллистических параметров КРБ первой ступени: Х 1, второй ступени: Х 2  и полезной нагрузки (КГЧ): Х пн.

 Каждый из вышеперечисленных векторов можно декомпозировать по структурно-функциональному признаку на ряд составляющих, которые, в частности для КРБ первой ступени, включают:

 -вектор геометрических параметров , определяющий форму, расположение, размеры, характерные площади и объемы КРБ и его составных частей;

 -вектор массово-центровочных параметров , характеризующий массу конструкции КРБ в целом, его систем, агрегатов, запасов топлива и газов, а также положение их центров масс в базовой системе координат;

-вектор параметров ДУ  включающий физико-химические характеристики используемых компонентов топлива (плотность, температура кипения, массовое соотношение), пустотную тягу и удельный импульс, площадь среза сопла, диапазон регулирования по тяге, углы качания, ограничения по продолжительности работы, импульс последействия, циклограммы работы на переходных режимах;

-вектор аэродинамических параметров  включающий совокупность характерных размеров (длины и площади) и аэродинамических коэффициентов, задаваемых в виде функций от угла атаки и числа Маха. В простейшем случае, например, при моделировании пассивного участка полета головного обтекателя составляющие вектора аэродинамических параметров ограничены всего двумя характеристиками-константами: площадью миделя  и осредненным значением коэффициента силы лобового сопротивления .

Полет всеазимутальной РН, являющейся динамической системой, описывается обыкновенными дифференциальными уравнениями:

,                        (2.1)

 где - вектор фазовых переменных (координат) размерности m. Размерность вектора Z определяется требованиями к степени детализации модели исследуемого ЛА. Так, например, при исследовании вопросов динамики движения КРБ, представляющего собой материальную точку переменной массы, в процессе его пробега по ВПП, размерность вектора Z (с учетом уравнения времени и расхода массы) ограничена 4. Исследование пространственного движения центра масс ЛА в полете потребует увеличения размерности вектора фазовых переменных до 8, а анализ вопросов динамики переходных процессов, связанных с моделированием движения относительно центра масс приведет к увеличению размерности до 14.

Предполагается, что правые части уравнения (2.1) определены для всех конечных значений Z на интервале , а вектор-функция f непрерывно дифференцируема по всем аргументам, за исключением конечного числа точек разрыва первого рода.

Переход системы из начального положения в конечное, задаваемых соответственно векторами начальных  и конечных  граничных условий, обеспечивается путем управляющих воздействий, осуществляемых элементами конструкции ЛА, например, аэродинамическими поверхностями, или двигательной установкой и представляющих в совокупности вектор управления. Вектор управления  размерности p, принадлежит к классу кусочно-непрерывных функций вида u(t), что соответствует допущению об использовании безынерционной т.е. “идеальной” системы управления.

Приближение характеристик математической модели исследуемого ЛА к характеристикам создаваемого «реального» объекта обеспечивается введением физической области существования множества технически-реализуемых вариантов проекта , границы которой определяются уравнениями связи, например, условием статической балансировки ЛА относительно центра масс и ограничениями, налагаемыми на возможные вариации значений векторов проектно-баллистических параметров , управления , фазовых переменных и представляемых в виде вектора расчетных ограничений размерности t, включающего:

-вектор расчетных нагрузок конструкции , регламентирующий расчетные случаи нагружения, необходимые для проведения весового проектирования и содержащий: предельные величины продольной перегрузки на участке выведения и нормальной перегрузки на участке маневра возврата ; аэродинамической нагрузки на участках выведения и автономного полета КРБ (); удельных тепловых потоков в расчетных точках , определяемых характеристиками используемых конструкционных материалов; а также требования директивных документов устанавливающих обязательный уровень прочности и коэффициенты безопасности конструкции ЛА и эксплуатационные требования со стороны полезной нагрузки;

- вектор расчетных нагрузок системы управления , определяющий условия допустимого управления, т.е. область изменения программных функций: режимов работы ДУ () и градиентов изменения тяги на переходных режимах ; углов и скорости изменения углов атаки и крена, в первую очередь, на участке маневра возврата, лимитируемых мощностью управляющих органов (рулевых двигателей, приводов аэродинамических органов управления, сопел РСУ); требования со стороны аэродинамики по устойчивости и управляемости, например, ограничения по баффтингу лимитирующие предельную величину на трансзвуке, границы зоны путевой неустойчивости по углу атаки на гиперзвуковых скоростях; наличие перекрестных связей между каналами системы управления, ограничивающее максимальные скорости изменения углов атаки и крена (). Последнее ограничение затрудняет использование на участке маневра возврата КРБ т.н. «релейных» программ управления, получаемых в процессе решения вариационных задач и предусматривающих скачкообразное изменение («перекладку») угла крена в процессе наведения в расчетную точку пространства;

- вектор расчетных ограничений фазовых переменных , составляющие которого определяются характеристиками выбранной математической модели и расчетным комплексом условий и допущений, например, ограничения вида: , в соответствии с которым ЛА не должен летать под землей, упрощения типа , используемые при моделировании квазистационарного режима полета итд.

 Принятие проектного решения на этапе синтеза облика всеазимутальной РН обеспечивается путем получения и анализа интегральной количественной оценки проекта: критерия эффективности , обеспечивающего выбор рационального варианта из множества альтернатив.

Таким образом, задача синтеза облика всеазимутальной РН формулируется в следующей постановке. В классе допустимых на интервале  фазовых переменных Z, функций управления  и вектора проектно-баллистических параметров , удовлетворяющих связям и граничным условиям , , необходимо определить такие фазовые переменные Z, проектно-баллистические параметры X и функции управления U, при которых критерий оптимальности W достигает экстремального значения при наличии ограничений R:

.                (2.2)

                             

Сформулированная задача относится к классу многопараметрических задач оптимизации, процесс решения которой включает две взаимосвязанные задачи: статическую - оптимизацию составляющих вектора проектно-баллистических параметров и динамическую - определение оптимальных программ управления, что позволяет рассматривать ее в общей постановке как вариационную задачу оптимального проектирования, основанную на решении многоточечной краевой задачи, соответствующей физическим принципам всеазимутальной РН, штатная схема полета которой представляет собой разветвляющуюся траекторию выведения.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: