Личности сотрудников милиции

Проявления профессиональной деформации

Для наиболее эффективной профилактики профессиональной деформации личности сотрудников милиции важно рассмотреть ее проявления.

Проявления профессиональной деформации личности сотрудников милиции определенным образом характеризуются в научной литературе[25]. Обобщая и дополняя эти данные, рассмотрим следующие формы проявления профессиональной деформации личности: отдельные профессиональные стереотипы и установки, правовой нигилизм, некоторые защитные механизмы, перенос своей служебной роли во внеслужебные взаимоотношения и такое качество личности как чрезмерно выраженная подозрительность.

1. Профессиональные стереотипы оценки и соответствующие установки. Профессиональный стереотип, или “шаблон оценок”[26], характеризуется относительной устойчивостью и упрощенностью и складывается при наличии неполной информации, касающейся профессиональной деятельности, на основе собственного профессионального опыта и (или) профессионального опыта коллег.

Выработанные профессиональные стереотипы, как справедливо отмечает Р.М. Грановская (1984), способны обеспечить необходимую скорость, точность и успешность деятельности. Однако, наряду с этим, закрепляются излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на трудовые проблемы, что может привести к снижению уровня профессионализма и развитию профессиональной деформации.

Стереотипы тесно связаны с такими личностными образованиями, как установки. Поэтому здесь же мы будем рассматривать профессиональные установки, которые являются одним из видов установок социальных и проявляются в профессиональных стереотипах оценки.

А. “Обвинительный уклон” [27] представляет собой предрасположенность сотрудника милиции занимать обвиняющую позицию по отношению к людям, с которыми приходится сталкиваться в процессе выполнения служебных обязанностей. То есть, когда представитель милиции часто в оценке поступков граждан предпочитает оправдательному подходу обвинительный.

В основе данного стереотипа оценки, по мнению В.А. Лазаревой (1987), могут быть два явления. Первое представляет собой профессиональную установку - готовность сотрудника милиции обвинять подозреваемого. Формируется эта установка в процессе выполнения профессиональной деятельности. Так, постоянное общение с самыми разными людьми, в том числе с преступниками, исследование их личностных особенностей и обстоятельств произошедших событий (например, совершенных преступлений) может развить чрезмерную подозрительность и предвзятость. Эти черты личности в сочетании с некритичным отношением к любой непроверенной информации, неумением более объективно взглянуть на свои действия и на сложившуюся профессиональную ситуацию приводят к образованию обвинительной установки.

Второе явление, находящееся в основе обвинительного уклона, представляет собой психологический барьер, возникающий вследствие усиления отрицательных переживаний - чувства вины, страха, тревоги и низкой самооценки[28]. При установлении психологического контакта с правонарушителем психологический барьер может возникать из-за таких отрицательных эмоций, испытываемых сотрудником милиции, как гнев, раздражение, ненависть, недоверие и неприязнь по отношению к объекту труда.

Психологические барьеры в ситуациях служебного взаимодействия могут быть также вызваны различиями в культурном и интеллектуальном уровне развития сотрудника и объекта профессиональной деятельности. В этом случае психологический барьер не имеет отношения к обвинительному уклону и проявлениям профессиональной деформации.

Пример поведенческого проявления обвинительного уклона - предпринимаемые сотрудником действия, направленные на получение во что бы то ни стало признания человеком собственной виновности. Эта действия характерны, в частности, для представителей уголовного розыска, которые бывают спровоцированы на применение запрещенных приемов дознания и следствия.

Б. Уверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных вопросов. Ее образует профессиональная установка представителей охраны порядка на заведомую, не зависящую от обстоятельств, правильность совершаемых ими действий в процессе решения профессиональных задач.

Таким образом, психическая составляющая данного проявления профессиональной деформации заключается в повышенной самооценке, уверенности в безошибочности своих мнений, взглядов и поступков, а иногда и в некритичном отношении к противозаконным действиям.

На поведенческом уровне уверенность в собственной непогрешимости может, например, проявляться в принятии должностными лицами решений противоположного характера по одному и тому же вопросу и нежелании эти решения согласовывать.

В. Стереотип закрытости относится к профессиональному стереотипу оценки и заключается в монополизации определенной информации, склонности к “самозасекречиванию” для придания себе мнимой значительности. На психическом уровне данный стереотип отражает наличие у сотрудника милиции сверхконтроля, зажатости и склонности к волнениям.

Социально-психологический компонент этого стереотипа может проявляться, например, в агрессивном поведении сотрудников в ответ на критические высказывания в их адрес. По мнению М. Баранова и Н. Витрука (1992), такие критические замечания могут присутствовать в печати в отношении огласки фактов вынесения неправосудных приговоров, осуществления незаконных арестов и задержаний, принуждения к даче ложных показаний, в нежелании сотрудников милиции знакомить общественность с допущенными ими грубыми нарушениями закона и т.д. Как считают те же авторы, этот стереотип мешает системе МВД постоянно совершенствоваться.

Уточним, что у начинающего сотрудника милиции образование стереотипов может быть полезным. Например, некоторые профессиональные стереотипы ускоряют ведение следствия сотрудником уголовного розыска. Профессиональные стереотипы - есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизировавшихся умений и навыков. Как утверждает Р.М. Грановская (1984), они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии.

Однако, любой стереотип, являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться ложным, в меньшей степени отвечающим конкретной профессиональной ситуации. То есть он может быть эффективным для решения одних профессиональных задач и выполнять консервативную роль при решении других. Если большая доля поведения строится на стереотипных действиях, то это неблагополучно влияет на выполнение функциональных обязанностей.

Рассмотрение названных профессиональных стереотипов и установок основывается на анализе данных, приведенных в научной литературе, и касается той сферы профессиональной деятельности сотрудников милиции, которая связана с выполнением функциональных обязанностей по отношению к объекту труда (например, подозреваемому) и нормам права. Не ограничиваясь анализом научных работ, обратимся к результатам эмпирического исследования[29], посвященного изучению особенностей формирования профессиональных стереотипов. Данные профессиональные стереотипы не выступают в полной мере проявлениями рассматриваемого феномена, но являются результатом воздействия специфики служебной деятельности и профессиональной роли и способствуют развитию профессиональной деформации в сфере служебных отношений между начальником и подчиненным.

Участниками эмпирического исследования являлись слушатели Орловского юридического института МВД России, которым предлагались игровые ситуации, представляющие собой рисунки с изображением сотрудников милиции, находящихся в условиях служебной деятельности. От игроков требовалась постановка себя на место начальника или подчиненного и инсценировка служебных отношений между ними.

Пример игровых ситуаций, используемых в исследовательской деловой игре, приведен на рисунке 1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: