Условия проведения учения «Горлица»

Духовно-нравственное

Военно-патриотическое учение

«Горлица»

Г. Волгоград


Утверждено

Митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом

Составлено на основе докладов создателей и устроителей учения «Горлица» свящ. Сергия Попова (г. Волгоград), свящ. Сергия Богачкова (Пензенская обл.) и Аликбаева А.Б.(г. Волгоград).

Составитель свящ. Илия (г. Алатырь)

2012 г.


Духовно-нравственное



Военно-патриотическое учение «Горлица»

- это педагогическое событие, разработанное на основе православных ценностей и лучших традиций Российского воинства детально проработанное и тщательно подготовленное, в котором, сохраняя мирных дух, все участники проходят через ряд испытаний.

Целью этого учения является приобщение детей к отечественным православным традициям и пробуждение в них естественных потребностей в духовно-нравственных ценностях.

История рождения.

В 1997 году в одну из смен православного детского лагеря решили провести с подростками военно-патриотическую ролевую игру-учение типа «Зарница». Добрые плоды от игры были получены, но в тоже время проявилось много того, что напрочь запрещало её проведение. В процессе игры было много страстного, а по её окончании у некоторых ребят долго жили в душе желания отомстить, уязвить, уколоть воинов другой армии. Это заставило, в конечном итоге, от «Зарниц» отказаться.

В 2001 году на педсовете было принято решение видоизменить игру-учение, оставив существенное – военно-патриотическое направление, но изменить ее прежние смыслы, подходы, плоды. Для этого решено было поменять правила так, чтобы они помогали сохранять нравственное и физическое достоинство, упреждать злое, скверное, подлое. Разработку новых правил провел коллектив педагогов Волгоградского Епархиального Свято-Сергиевского училища православной катехизации и церковной педагогики. Поскольку изменились смыслы и правила игры, то и прежнее название потребовалось заменить.

В результате этих усилий и появилась «Горлица*» – духовно-нравственное военно-патриотическое учение с девизом: «Жить – Богу служить».

По некоторым внешним признакам у «Горлицы» осталось сходство с игрой «Зарница», однако её авторы всегда выступали против определения «Горлицы» как ролевой игры. Игра – это всегда действие в условных обстоятельствах, и чаще всего под этим названием мы понимаем различные забавы, потехи, веселье и развлечения. Цель же «Горлицы» не развлекать человека, а созидать в нём духовно-нравственные ориентиры, которые он сможет использовать в своей жизни. Учение «Горлица» проходит в полевых условиях, часто в сложных погодных условиях. Его участники переживают реальные испытания, как в физическом плане, так и в душевном и духовном планах. За десять лет проведения учений накоплено много свидетельств участников об реально испытанной ими силы молитвы и помощи Божией в трудных обстоятельствах.

При этом все участники «Горлицы» живут традиционным укладом пр авославного человека – молятся, постятся, советуются и благословляются у духовников, стараются избавиться от вредных привычек, желающие – участвуют в таинстве Исповеди. Реальность происходящего достигается, прежде всего, тем, что для большей части устроителей стремление к нравственной чистоте в отношениях является их образом жизни.

Во время учения «Горлица» не играют**, а учатся преодолевать свои немощи и изменяться к лучшему в нравственном и духовном отношении.

Основные цели.

А. Прежде всего, это духовное воспитание. Многие дети на «Горлице» впервые знакомятся с укладом жизни православного христианина, который невозможно себе представить без ежедневного утреннего и вечернего молитвенного правила, обращения к Богу с молитвой перед началом всякого дела и благодарения после его завершения, трезвения – то есть, наблюдения и оценки своих слов и поступков. Таким образом, участники «Горлицы» учатся жить в постоянном присутствии Бога, что составляет основу духовности каждого человека, и по их свидетельству, во время учений Промыслом Божиим создаются такие условия, при которых каждый должен быть предельно собранным, бодрым, внимательным к себе и окружающей обстановке. Если он этого не делает – Господь Сам через людей и обстоятельства его с любовью вразумляет.

 

Б. Далее нравственное воспитание. Главной причиной, заставляющей детей быть собранными, внимательными к себе и сдержанными в проявлении негативных эмоций и действий, являются сами правила учения. Их держат хранители учения. Правилами запрещается и обличается всякое нечестие: злоба и драка, сквернословие и подлость, предательство, лукавство и трусость.

Сейчас дети во множестве своем даже не ведают, что творят. Здесь, на учении, чтобы не навредить своей армии, ребята вынуждены следить за своими поступками – не обзываться, не говорить плохих слов, не пререкаться со старшими, проявлять послушание и дружелюбие. Ведь нарушение указанных правил, вредит не только самому участнику «Горлицы», но и армии, в которой он находится – за нечестие воина ей начисляются штрафные очки.

Правила не допускают борьбу старших по возрасту с младшими. Они вводят, регламентируют и наполняют правдивым содержанием такие понятия как: лазутчик, разведчик, личная охрана воеводы, пленные, раненные, выбывшие из строя, выбывшие из учения, часовой, командиры, воин, медсестра, тыл. Дают образное объяснение тому, что такое: эпидемия, граница, медпункт, поединок, сражение, перемирие, победа, парад, строй, строевая подготовка. А главное, вводят в обиход такие святые понятия как: вера, благочестие, икона, поле чести, флаг, гимн, честь армии, доблесть, личная честь, исповедь, молитва, смирение, Богослужение, духовник, милость, отвага.

Участвующие в учении дети всерьез ищут, как поступать по совести. Ибо если ты будешь действовать не по совести – в об­ход пра­вил, ты все равно ничего не добьешься. При этом каждый участник, если он не отсиживается, опытно познаёт силу единства, послушания, взаимовыручки, бодрости духа, ощущает Божию помощь. Каждому становится виден его личный вклад в общий результат.

«Горлица» - это восстановление духа православного воинства, где жизнь по вере – залог победы. «Не в силе Бог, а в правде».

 

В. Еще одной целью учения «Горлица» является воспитание патриотов. Патриотическое чувство сейчас, к сожалению, в детях очень слабо.

Чтобы любить своё Отечество надо:

1. знать его историю, биографии людей прославивших его своей жизнью, понимать основу их миросозерцания и веры;

2. причислять себя к его наследникам;

3. на деле проявлять любовь к своим соотечественникам, стремясь к их благу.

Для этого в учение естественно вплетаются и становятся глубоко востребованными содержательные беседы, викторины, проповеди, духовные чтения за трапезами:

· об Отечестве;

· о людях, его создавших;

· о правилах жизни, которыми они руководствовались; о заветах, которые они нам оставили;

· о милостях Божиих всему народу и отдельным людям.

Особенно ценно услышать об этом из уст людей, участвовавших в боевых сражениях, а также имеющих богатый жизненный опыт.

Г. Другая важная цель «Горлицы» – педагогическая. Устроители учения – духовники, воеводы армий, командиры и хранители сами должны являться для детей теми, с кого можно и нужно брать пример. Глядя на воеводу и командиров, подростки стремятся быть такими же, как и они – ловкими, сильными, быстрыми, отважными. Юные воины видят честность, благородство, веру в Бога и упование на Него, и им хочется             поступать также.

Во время учения перед участниками возникают различные духовные задачи. Чтобы принять правильное решение необходимо проявить качества и гражданина-воина, и христианина. Здесь часто не обойтись без совета и поддержки духовника или старшего командира.

Воспитатель попадает с детьми в узкие обстоятельства, где он должен оперативно решать, как быть с тем или другим ребенком. Например, пойдет ли он в разведку, где нужна ловкость, отвага, творческий подход, или останется в лагере караульным охранять знамя и палатки.

«Горлица» позволяет каждому участнику увидеть тот дух, которым он движим. И, в то же время, даёт возможность духовникам, командирам-педагогам помочь ребёнку в трудную минуту совершить поступок по совести. Учение призвано, от раза к разу, воспитывать в детях благочестие, обретая дух спасения, помогать взрослеть и укрепляться в правде жизни, становится воинами Христовыми, защитниками своего Отечества.

Кроме того, дети тянутся друг за другом. То есть, дети сами являются примером для своих товарищей.

Д. И, наконец, цель – воспитание воинов. Ребята действительно становятся воинами. Здесь они проходят начальную военную подготовку – осваивают правильную строевую стойку, строевой шаг, хождение строем, получают первые тактические навыки. Кроме того, они учатся преодолевать страх, проявлять решимость и мужество. Ребята, участвующие в учении «Горлица», проходя через серьезные испытания, становятся физически выносливее, что очень важно для воинов. 

«Горлица» – это лучшие традиции Российской армии, где честь и совесть, отвага и взаимовыручка реально переживаются участниками; когда «тяжело в учении – легко в бою». Замысел учения прост, но всё всерьёз: все участники в составе двух армий под началом своих воевод во время учебно-боевых действий борются за овладение флагом другой армии, защищая свой.

 

Если поставленные цели достигаются, результатом этого должны быть плоды. Плодами учения признаются те внутренние изменения у участников, которые направлены к совершению ими нравственных поступков.

Следует отметить, что для того, чтобы изменить человека, нужно, прежде всего, согласие са­мого че­ловека на это изменение. В «Гор­лицу» детей насильно никто не за­писывает, решение принять не за­ставляет. Но сразу оговари­вается: «Будешь участвовать в «Горлице» – будет трудно. Но знай, что не по­жалеешь…».

 

 

Условия проведения учения «Горлица».

При проведении учения «Горлица» должны выполняться три основных условия:

1. в составе устроителей учения (Штабе учения) непременно должен быть священник;

2. должны неукоснительно выполняться утвержденные правила учения «Горлица»;

3. всё должно быть по-настоящему для всех участников учения.

В случае невыполнения этих условий предпринятое мероприятие, учением «Горлица» не является и плоды его непредсказуемы.

В учении «Горлица» во время учебно-боевых действий армиям категорически запрещается использовать технические средства, так как данное учение направлено на собирание внимания к внутреннему миру и духовно-нравственным качествам. Для достижения такой не простой цели в учении «Горлица» введена должность хранителя учения.

Хранители учения призваны, не только контролировать четкое исполнение правил, а совместно с остальными устроителями создавать и сохранять такую духовно-нравственную среду, в которой все участники учений сами будут видеть свои недостатки и предпринимать усилия для их исправления.

Хранители являются ключевыми фигурами учения, так как от их слаженных и правильных действий зависит согласие, спокойствие, благопристойность, дружественность и доброжелательность в отношениях между всеми участниками, а в конечном итоге и характер плодов учения.

Хранители учения – это помощники всем участникам учения в сохранении нравственной чистоты в отношениях, в неукоснительном исполнении правил учения и соблюдении правил жизненного уклада во время сборов. Они не являются воинами ни одной из армий и не носят пагон, а носят нагрудный знак с надписью «Хранитель учения «Горлица».

Сохранение во время учения, как хранителями, так и всеми устроителями духовно-нравственной среды, в которой каждому предоставляется возможность жить и активно действовать в мирном духе, благотворно воздействует на души всех участников, а время пребывание в такой среде остается незабываемым на долгое время и, может быть, на всю жизнь.

4. Основные события.

Учение идёт 5-7 дней и в нём участвуют от 50 человек и более. Возраст младшего 9 лет, старшие не ограничены. Победителями учения «Горлица» признаются все те, кто прошел испытания до конца, не выбыв за нечестие. Особо чтится «Десятка отважных». Это – воины по 5 человек от каждой армии, которых выбирают общим согласием из противоположной армии по принципу: «Кого из другой армии я хотел бы видеть воином своей армии?»

 

В учении «Горлица» можно выделить три этапа:

- подготовительный,

- учебно-боевые действия,

- заключительный.

1. На подготовительном этапе:

 

- Создается Оргкомитет и Штаб учения.

Оргкомитет обеспечивает материальную базу, а Штаб учения подбирает и утверждает воевод, педагогов – наставников, командиров отделений и военных советников.

 

- Штаб учения формирует войско.

Все участники должны подать Прошение на имя Главнокомандующего учением, в котором просят его принять их в ряды воинов, обязуясь выполнять правила, распорядок дня, приказы воеводы и командиров, а также терпеть все тяготы и лишения воинской службы.

Все участники учения являются воинами одного войска и в течение подготовительного периода носят пагоны одного цвета. Минимальная численность войска:

- 40 рядовых воинов на зимних сборах;

- 60 рядовых воинов на летних сборах.

Из участников формируются учебные армии. Армии формируются с учетом возрастных категорий и равносильности участников и делятся на отделения, состоящие из 5 -7 рядовых воинов. Деление на армии условно и необходимо для моделирования всех психологических и физических факторов учебно-боевых действий и жизненных обстоятельств в условиях военного положения.

 

- Воины проходят Курс молодого бойца;

На подготовительном этапе воины проходят курс молодого бойца, привыкают к укладу жизни православного воинства, отрабатывают тактические приемы ведения разведки и сражения.

 

- Воеводы готовят армии к учебно-боевым действиям.

 

На время учебно-боевых действий армиям выдаются пагоны разного цвета.

 

2. В учебно-боевые действия входят следующие события:

 

- Выход на место дислокации и разбивка полевого лагеря.

- Единоборства.

Это событие, происходящее меж двух армий построенных в поле напротив друг друга. Воинам предлагается, проявив отвагу и смелость, отстоять честь своей армии, вызвав воина другой армии на поединок (состязание). Поединком может быть любое состязание на испытание физической силы, ловкости, борцовских качеств и т.д. При этом оно не должно быть продолжительным по времени. Выходят участники поодиночке, обычно одинаковых возрастных категорий. Воин, проигравший состязание пленяется или выбывает из учения. Место, на котором разворачиваются события, свято именуется – «Поле чести».

 

- Разведка.

Это событие предшествует учебно-боевому сражению и происходит в ночное время. В каждой армии назначается начальник разведки, который определяет состав и задачи разведгрупп. По правилам разведчик очень уязвим – он не имеет категории, т.е. с него может сорвать пагоны любой воин противоположной армии, а сам он не имеет право срывать пагоны с кого бы то ни было. Разведка это серьезное испытание для воинов, в котором они учатся проявлять отвагу, решительность, смелость. Многим из них преодолеть страх помогает только искренняя молитва к Богу.

 

- Учебно-боевое сражение.

Для проведения учебно-боевых действия по за­хвату флага а рмии разводятся на указанные хранителями места. Далее согласно тактическим замыслам каждая из армий строится в боевой порядок, воеводы дают своим подопечным последние указания. По сигналу армии начинают сходиться – одна навстречу другой. Цель армий на этом последнем этапе учений – овладеть флагом другой армии и удержать его до истечения времени, отведенного на сражение. Овладение флагом противоположной армии и его удержание происходит путем снимания пагон у воинов с учетом возрастных категорий.

По правилам учения боец старшей категории с бойца младшей категории срывать погон не имеет права. А младший со старших может. Воевода может срывать погоны с бойцов любой категорий. И с него могут срывать погоны все. У воеводы есть еще личная охрана (ЛОВ). Это отобранные им самим воины, которые в радиусе 3-х метров от него могут срывать погоны с бойцов любой категории.

Боец с одним погоном – ещё боец, он может продолжать сражение. Но положение его опасно – он ранен (всего один погон). Однако он может «подлечиться» в медпункте – специальном месте, где медсестра его «вылечит» – быстро пришьет недостающий погон к его одежде.

Боец, потерявший оба погона, прекращает сражение и отправляется на место для выбывших, где продолжает молитвенно поддерживать воинов своей армии.

Но вот флаг противоположной армии захвачен. Флаги соединены и удержаны до срока. Окончилось время, отведенное на учебно-боевое сражение. Радость победы в одной из армий, и состояние слез в другой.

 

- Парад «Десятки отважных» и христосование (братание).

После небольшого перерыва, когда эмоции схлынули, армии строятся опять друг напротив друга.

Сейчас задача у армий такова – одна армия должна определить пятерку отважных в рядах другой армии. Отважные – это те ребята, которые действительно показали честность, благородство, смелость, мужество, решимость, терпение, послушание и бодрость во время всех этапов учения «Горлица».

После того, как противоположная армия определила отважных бойцов, их армии даётся время на окончательное решение – действительно ли эти пятеро наших бойцов – отважные. А может быть, среди них есть трус, сквернослов, нечестный? Но вот выбор определен – да, эти пятеро от одной армии и пятеро от другой на этих учениях – лучшие из лучших. Под пение гимна «Горлицы» о тважные делают круг почета с Российским флагом, флагом «Горлицы»  и флагами армий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: