Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных законодательством об авторских и смежных правах.
1. Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства. Действующее законодательство не содержит понятия произведения. В ст. 993 ГК Республики Беларусь приводится лишь перечень произведений, являющихся объектами авторского права. Попытки дать определение понятию «произведение» предпринимались в литературе.
Произведению приписывают следующие обязательные признаки;
во-первых, оно – продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающей возможность труда без участия психических сил. Произведение – нематериальный объект;
во-вторых, произведение должно быть результатом творческой деятельности автора. Согласно современной научной доктрине охране авторским правом подлежат лишь те результаты интеллектуальной деятельности, которые отличает оригинальность формы, в которой этот результат выражен. Творческий характер произведения определяют его оригинальностью, неповторимостью и уникальностью. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от способа или формы выражения, назначения и достоинства. Однако только оригинальные произведения могут быть объектами авторского права. Сами идеи, изложенные в произведении, не обязательно должны быть новыми, однако форма их выражения обязательно должна быть оригинальной.
|
|
Творчество как обязательный признак произведения прямо названо в п. 1 комментируемой статьи. В п. 1 ст. 5 Закона от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» было записано: «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения». В п.1 ст.5 новой редакции Закона (от 11 августа 1998 г.), определяющем объект авторского права, признак творчества отсутствует. Историческое толкование закона может дать основания сделать вывод, что для признания произведения науки, литературы и искусства объектом автор-
56
с кого права не требуется, чтобы оно было результатом творческой деятельности. С этим согласиться нельзя, поскольку в действующей редакции эта статья значительно расширяет круг охраняемых авторским пра-иом объектов и позволяет признать объектами авторского права, например, расписание движения самолетов и поездов, рецепт на покупку лекарства в аптеке, объекты чисто технического характера, различные каталоги и т.п.;
|
|
в-третьих, признаком, обязательным для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторского права, является объективная форма его выражения. Пока произведение представляет собой систему образов, мыслей, идей автора в его сознании, пока оно не ста-.10 возможным для восприятия другими лицами, иначе говоря, пока оно не получило объективной формы, нет объекта, нуждающегося в правовой охране. Пока произведение не проявилась во вне, оно не может составлять объекта авторского права. Сами идеи, понятия, факты не подлежат запрещению и могут свободно обращаться в обществе. Автор вправе требовать, основываясь на авторском праве, чтобы его взгляды, достижения не были обнародованы, если вследствие его собственной несдержанности или нескромности близких ему лиц они случайно стали известны третьим лицам.
В литературе никто не оспаривает, что объективная форма выражения произведения является необходимым признаком последнего как объекта авторского права. Пунктом 2 ст. 992 ГК прямо предусмотрено, что авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме: письменной, устной, зву-ко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и других формах.
Законом «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции от 11 августа 1998 г.) перестали охраняться произведения, выраженные в устной форме. В то же время в связи с признанием программ для ЭВМ и баз данных объектами авторского права в указанном Законе появилась новая форма существования произведений – электронная.
2. В юридической литературе можно встретить утверждение, что критерием охраноспособности произведения следует признать его общественную полезность. Это утверждение подвергалось критике мно-[и.ми учеными. Подчеркивалось, что законодательство никогда не предъявляло к объектам авторского права требования, чтобы они были общественно полезными. Если бы такое требование было предъявлено, то встал бы вопрос, кто мог бы определить, является ли данное произведение общественно полезным, и какими критериями следовало бы
57
пользоваться при этом. К тому же известны случаи, когда при жизни автора произведение не получало должной оценки, а позже признавалось достоянием мировой культуры. В связи с этим в законодательстве специально подчеркивается, что назначение и достоинства произведения не имеют значения для предоставления последнему охраны по авторскому праву.
3. Авторское право распространяется на произведения как обнародованные, так и на не обнародованные, но выраженные в любой объективной форме. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» под обнародованием понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом.
Практические и правовые последствия признания произведения обнародованным значительны. Автор может реализовать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования никто не может давать оценку произведению, цитировать его и осуществлять иные действия, которые допускаются законом в отношении правомерно обнародованных произведений.
4. Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо объективной форме, подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно оно обществу или нет. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем, в случае возникновения спора об авторстве, автор произведения должен иметь доказательства того, что именно он является создателем данного объекта авторского права.
|
|
Если из произведения можно выделить самостоятельную часть, удовлетворяющую перечисленным выше признакам, или таким признакам удовлетворяет название произведения, то такая часть произведения или его название является объектом авторского права.
В числе результатов интеллектуальной деятельности есть такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. К таким результатам относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Одни из этих результатов, например, способы, охраняются нормами патентного права, другие – средствами правового института «ноу-хау». Неохраноспособны по ав-
58
юрскому праву факты, имеющие информационный характер. Перечисленные в п. 4 ст. 992 ГК. результаты интеллектуальной деятельное -|и не являются произведениями. Однако и в числе произведений есть,акие, которые исключены из охраны авторским правом прямым указанием закона. Согласно ст. 8 Закона «Об авторском праве и смежных правах» к таким произведениям относятся: официальные документы иаконы, судебные решения, иные тексты законодательного, админис-; ративного и судебного характера), а также их официальные переводы;
i осударственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные;i иные знаки); произведения народного творчества, авторы которых не известны.
Произведения науки, литературы и искусства являются нематериальными объектами, однако их качество и значимость для общества мо-; vt быть оценены только тогда, когда они объективируются на материальном носителе. Последний представляет собой материальный объект – вещь, собственник которой может не иметь авторского права на чоплощенное в ней произведение, поэтому передача материального носителя, на котором воплощено произведение, не влечет перехода ка-Mix-либо авторских прав.
|
|
Статья993. Произведения, являющиеся объектами авторского права 1. Объектами авторского права являются:
1) литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);
2) драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;
3) музыкальные произведения с текстом и без текста;
4) аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
5) произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;
6) произведения прикладного искусства;
7) произведения архитектуры, градостроительства и садойо-паркового искусства;
8) фотографические произведения и произведения, полученные спосо-оами, аналогичными фотографии;
9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
10) компьютерные программы;
Иные произведения.
59
2. Охрана компьютерных программ распространяется на все виды компьютерных программ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
3. К объектам авторского права также относятся:
1) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
2) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.
1. Круг охраняемых авторским правом объектов очень широк. Их перечень, составленный в зависимости от формы выражения, назначения, способа использования и ряда других условий, приведен в ст. 993 ГК.
Перечень охраняемых авторским правом объектов является открытым. В него входят:
1) Литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.).
В отличие от Закона «Об авторском праве и смежных правах», где термином «литературные произведения» охватываются выраженные в словесной форме художественные произведения, а также компьютерные программы и базы данных, в ст. 993 ГК под литературными произведениями понимают любые оригинальные произведения, выраженные языковыми средствами в любой форме. К литературным относят художественные, научные, учебные, публицистические произведения, выраженные в письменной, устной или электронной форме.
Как литературные охраняются следующие произведения:
а) книга, брошюры, статьи, иные произведения как художественного, так и научного содержания, предназначенные, главным образом, для публикации. Эти объекты относят к письменным произведениям;
б) лекции, речи, выступления, проповеди и иные устные произведения. Охрана таких произведений средствами авторского права возможна, но достаточно сложна;
в) произведения личного характера – письма, дневники, иные документы. Поскольку эти объекты носят частный характер и затрагивают личную сферу автора и близких ему лиц, использование таких произведений как объектов права должно осуществляться с соблюдением права
60
граждан, гарантированного ст. 28 Конституции: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство».
2) Драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореофафии и пантомимы, другие сценические произведения.
Эти произведения объединяет то, что все они предназначены для исполнения на сцене. Однако если драматические произведения, содержание которых может быть изложено в словесной форме, можно отнести к произведению литературы, то музыкально-драматические произведения являются составными (части таких произведений могут использоваться самостоятельно).
Содержание хореографических произведений, а также пантомим выражается средствами пластических движений человеческого тела (танцы, мимика). Хореографические произведения и пантомимы охраняются действующим авторским законодательством без каких-либо особых условий.
Обычно хореографические произведения и пантомимы исполняют под музыку, и это сближает их с музыкально-драматическими произведениями. Но это – самостоятельный вид произведений.
3) Музыкальные произведения с текстом и без текста.
В этих произведениях художественные образы выражаются посредством звуков, образующих мелодию, которая составляет основу музыкального произведения.
Действующее законодательство не предъявляет к объективной форме музыкального произведения каких-либо особых требований. Главным назначением музыкального произведения является его непосредственное восприятие на слух, поэтому основной объективной формой музыкального произведения является его исполнение. Однако исполнению музыкального произведения должно сопутствовать выражение его в форме записи с помощью нотных знаков или в форме звукозаписи, поскольку, во-первых, последующее воспроизведение исполнения, особенно сложных музыкальных произведений, даже специалистами практически невозможно, во-вторых, доказать факт неправомерного использования исполненного музыкального произведения очень сложно.
Действующее законодательство не содержит специального перечня музыкальных произведений, охраняемых авторским правом. В специальной юридической литературе и теории музыки определены следую-
61
щие виды музыкальных произведений: обработки, переложения, оркестровки, аранжировки, вариации.
4) Аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения).
В Законе «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции от 11 августа 1998 г.) аудиовизуальное произведение определено как произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Организационно-технические работы, а также выделение финансовых средств, необходимых для создания аудиовизуального произведения, осуществляет, как правило, производитель аудиовизуального произведения – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание такого произведения. Поскольку интересы производителя аудиовизуального произведения должны учитываться в процессе использования аудиовизуального произведения в отношении последнего выделяют авторов: режиссера-постановщика, автора сценария и автора специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста, и производителя, к которому по договору на создание аудиовизуального произведения переходят исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения аудиовизуального произведения, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором.
Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
5) Произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства.
Отсутствие законодательного определения произведения изобразительного искусства объясняют большим многообразием форм и технических способов выражения творческой мысли в таких произведениях. Как любой объект авторского права, произведение изобразительного искусства должно получить конкретное внешнее выражение. Оно со-
62
здается, как правило, в-единственном экземпляре и приобретает качества уникальной вещи. Автор произведения изобразительного искусства, с момента воплощения его в какой-либо объективной форме, является субъектом как права собственности, так и авторского права на созданный им объект. Когда автор передает право на использование произведения изобразительного искусства, он остается автором произведения, право собственности на материальный носитель, в котором воплощено произведение изобразительного искусства, переходит к пользователю. Между автором произведения изобразительного искусства и ею собственником возникает авторское правоотношение с определенной для его участников совокупностью прав и обязанностей, особенности которых отражены в действующем законодательстве об авторском праве.
6) Произведения прикладного искусства.
Они являются разновидностью произведений изобразительного искусства. Этим объектам присущи два отличительных признака – утилитарность и художественность исполнения. Произведения прикладного искусства как оригинальные художественные разработки воспроизводятся промышленным способом с целью создания товаров, предназначенных для удовлетворения культурных и бытовых потребностей людей. Такими товарами являются ювелирные и галантерейные изделия, иные изделия из металла, фарфора, кожи, кости, пластмассы и других материалов.
Произведения прикладного искусства как объекты авторского права следует отличать от промышленных образцов, охраняемых правом промышленной собственности (см. комментарий к ст. 1000 ГК).
7) Произведения архитектуры, градостроительства и садово-парко-ного искусства.
Как и произведения декоративно-прикладного искусства, эти произведения имеют двойное назначение, так как призваны удовлетворять как духовные, так и определенные материальные потребности людей Авторским правом охраняются как сами произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, выраженные в виде зданий, сооружений, садов, парков и т. д., так и относящиеся к архитектуре произведения архитектурной графики и пластики – эскизы, чертежи, планы, рисунки и иные разработки, предшествующие строите;! ьству.
Произведения архитектуры пользуются охраной как результаты творческой деятельности, причем оригинальность такого произведения должна отражать личный вклад автора как в графическое оформление
63
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового ис- •.кусства (в эскиз, план и т. д.), так и в его объемное оформление, которое проявляется в уже созданном объекте.
В процессе проектирования и непосредственно строительства, автору оригинального архитектурного произведения приходится решать определенные инженерно-конструкторские и даже научные задачи. Полученные результаты авторским правом не охраняются (хотя могут представлять основную ценность архитектурного произведения), так как авторским правом охраняется только форма произведения, но не его содержание.
8) Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.
Законодательство исходит из признания фотографических произведений, а также приравненных к ним произведений голографии, слайдов и иных произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, самостоятельным видом произведений авторского права и предоставления им охраны без выполнения каких-либо формальностей.
9) Карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам.
Существуют объекты авторского права с двойственным характером назначения, которые занимают промежуточное место между литературными и художественными произведениями. К таким произведениям относятся географические, геологические, астрономические карты, глобусы, рисунки по естествознанию и иные схожие произведения. В них кроме изображения обычно имеется и текст, поясняющий значение карт и рисунков.
Действующим законодательством картографические произведения определены как специальные тематические проблемно ориентированные карты и атласы. Охраняются такие произведения лишь в том случае, если они представляют собой результат творческого труда их составителя.
10) Компьютерные программы (программы для ЭВМ).
Они были признаны объектами авторского права Законом «Об авторском праве и смежных правах».
Выбор правового способа защиты программ для ЭВМ объясняется тем, что именно этот способ выбран как основной для защиты программ для ЭВМ в большинстве государств и назван в тексте Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Распространение на компьютерные программы авторско-
64
правового способа охраны предусмотрено Договором ВОИС по автор-кому праву, к которому присоединилась Республика Беларусь.
Компьютерная программа – упорядоченная совокупность команд и шнныхдля получения определенного результата с помощью компьюте-;i.i, записанная на материальном носителе, а также сопутствующая электронная документация (ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).
Согласно Договору ВОИС по авторскому праву, компьютерные программы охраняются как литературные произведения. Исходя из этого положения, в Законе «Об авторском праве и смежных правах» программы для ЭВМ приравнены к литературным произведениям.
В ГК учтена специфика программы для ЭВМ как результата интеллектуальной творческой деятельности. Эти объекты авторского права признаны самостоятельным видом произведений.
Понятием «компьютерная программа» охватывается весь спектр программных средств, предназначенных для получения'определенного результата с помощью ЭВМ и других аналогичных устройств. Компьютерной программой является как небольшая программа, созданная индивидуальным разработчиком, так и сложный программный продукт, разработанный в специальной организации. Не имеет значения назначение и достоинство компьютерной программы. Для предоставления компьютерным программам охраны не имеет значения, на каком языке программирования они написаны, изложен ли текст программы на исходном языке или в объектных кодах.
11) Другие произведения.
Перечень объектов авторского права является открытым. Это зна-ч;!т, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произведение науки, литературы и искусства, являющееся результатом интеллектуальной творческой деятельности, охраняется средствами авторскою права, даже если оно не относится ни к одному из перечисленных " ст. 993 ГК видов произведений.
Примером такого объекта может служить реклама. По Закону Pec-in блики Беларусь от 18 февраля 1997 г. «О рекламе», реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных
2. Согласно принципу свободы творчества не считается нарушени-с\: авторского права использование существующего произведения для со).1;щия нового, существенно от него отличающегося. В отличие от самое гоятельных (независимых) произведений созданные на их основе нопые произведения называют производными (зависимыми).
•:.,"- 65
К числу производных произведений относят переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства.
Основанием для признания производного произведения охраноспособным является творческий характер труда лица, осуществившего переработку оригинального произведения. Так, не будет признан производным произведением дословный (подстрочный) перевод литературного произведения.
Лицо, осуществляющее переработку оригинального произведения, обязано соблюдать права его автора.
3. Составные произведения создаются путем соединения в единое целое уже существующих произведений. Оригинальность составного произведения определяется выбором входящих в его состав объектов и их расположением. Составное произведение может быть снабжено оригинальным комментарием, иллюстрациями, предметным и именным указателями и т.д.
Действующее законодательство к числу составных относит: антологии, энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, базы данных. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом, если иное не предусмотрено авторским договором.
Если подбор и расположение материалов (составительство) осуществляет физическое лицо, то оно является автором сборника или иного составного произведения. Если аналогичная деятельность осуществляется юридическим лицом, то последнему принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании составного произведения указывать свое наименование или требовать такого указания.
Статья994. Объекты смежных прав
Смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.
Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.
1. Отличительной чертой смежных прав является их зависимость от прав авторов произведений. Самостоятельный характер смежных прав
66
проявляется лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.
Основными источниками права в сфере исполнительского творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного вещания в Республике Беларусь являются ст. 994,995 ГК и раздел III «Смежные права» Закона «Об авторском праве и смежных правах».
В целях предоставления охраны смежным правам, первоначально возникшим в одном государстве, на территории других государств, действуют: Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, подписанная в Риме 26 октября 1961 г., и Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, подписанная в Женеве 29 октября 1971 г. К этим международным конвенциям Республика Беларусь присоединилась в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. №439 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №91, 1/3949) и №440 «О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №91, 1/3950).
•В 1996 г. был принят договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Учитывая важность этого Договора для формирования международных отношений в сфере охраны смежных прав, 17 ноября 1997 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ «О присоединении Республики Беларусь к Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам», 10 мая 1998 г. был подписан Закон Республики Беларусь «О ратификации Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам» (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь (Приложение), 1998 г., №1, ст. 510).
Согласно ст. 994 ГК смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.
2. Под исполнением понимают представление произведения или фонограммы посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких-либо технических средств (теле-, радиовещания, кабельного вещания и т.д.). 67
3. Содержание понятия «постановка» в законодательстве не раскрыто. В литературе предлагают следующее определение этого объ-1 екта: постановка представляет собой театральное представление в определенном сценическом решении (включая хореографию, музыку, оформление декораций, костюмы, свет и многое другое). Постановка – это сценография в широком смысле слова, включающая весь ход спектакля. Субъектами права на постановку являются режиссеры-постановщики театральных, кукольных, цирковых или иных спектаклей.
Исполнения и постановки – разные объекты. Исполнение охраняется как единственный акт и от исполнителя неотделимо. Постановка, созданная однажды режиссером, может затем воспроизводиться и без его участия.
Исполнения охраняются ГК. и Законом «Об авторском праве и смежных правах». Что касается постановок, то в старой редакции названного закона они присутствовали, в новой его редакции в качестве объектов смежных прав постановки не названы. В литературе исключение постановок из числа объектов смежных прав объясняют тем, что постановки рассматриваются как одна из форм произведений. Отождествление драматических, музыкально-драматических и иных произведений с постановками нельзя признать правомерным. Важнейшие охраноспособные элементы труда режиссера – режиссерский замысел, его решение и мизансцены – в творчестве писателей-драматургов, музыкантов и хореографов не имеют главенствующего значения. Даже если драматические, музыкально-драматические и иные аналогичные произведения никогда не исполнялись на сцене, они подлежат охране авторским правом. Постановки вне сценической реализации не существует.
Поскольку закон предоставляет охрану результату труда режиссера-постановщика аудиовизуального произведения, нет оснований отказывать в предоставлении охраны постановкам, осуществляемым режиссерами-постановщиками идущих на сцене спектаклей (театральных, кукольных, цирковых, эстрадных и иных представлений).
4. Фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков; фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение (часть двадцать шестая ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Производитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков; при отсутствии доказа-
68
тельств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме (часть девятнадцатая ст. 4 указанного Закона).
5. Определение передачи в эфир содержится в Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. Согласно этой Конвенции, передача в эфир означает передачу звуков или изображений и звуков беспроволочными средствами для приема публикой.
Передачей организации эфирного или кабельного вещания является передача, созданная как самой организацией эфирного или кабельного вещания, так и по ее заказу и за счет ее средств другой организацией.
Статья995. Сфера действия смежных прав 1. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об авторских и смежных правах, если:
1) исполнитель является гражданином Республики Беларусь;
2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Республики Беларусь;
3) исполнение, постановка записаны на фонограмму в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
2. Права изготовителя фонограммы признаются за ним в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об авторских и смежных правах, если:
1) изготовитель фонограммы является гражданином Республики Беларусь или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;
2) фонограмма впервые опубликована на территории Республики Беларусь.
3. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об авторских и смежных правах в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.
69
1. ПрсдосгсИ-.ленис охраны объектам смежных прав осуществляется в зависимости от следующих критериев: гражданства субъекта смежных прав, если речь идет о физическом диче, или официального местонахождения юридического лица и места первого опубликования фонограммы.
С учетом названных критериев п. 1 ст. 995 ГК определяет сферу действия смежных прав в отношении исполнений и постановок, п. 2 – в отношении фонограмм, п. 3 – в отношении передач эфирного или кабельного вещания.
Охране подлежит не только «живое» исполнение, но и исполнение, записанное на фонограмму, а также не записанное на фонограмму, но включенное в передачу эфирного или кабельного вещания.
Если исполнителем, режиссером-постановщиком является гражданин Республики Беларусь, то его исполнение, постановка охраняется независимо от места первого исполнения.
Если изготовителем фонограммы является гражданин Республики Беларусь или юридическое лицо, имеющее официальное местонахождение на территории Республики Беларусь, то изготовленные им фонограммы охраняются независимо от места их первого опубликования.
Если исполнители и изготовители фонограмм впервые осуществляют исполнительскую деятельность или публикуют свои фонограммы на территории Республики Беларусь, то охрана таким исполнениям и фонограммам предоставляется независимо от гражданства исполнителя или места нахождения юридического лица.
В п. 2 ст. 30 Закона <Юб авторском праве и смежных правах» указано также, что охране подлежат фонограммы, опубликованные на территории Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо другом государстве. Закон предоставляет охрану более широкому кругу фонограмм, он даже не ставит предоставление охраны фонограмме иностранного производителя в зависимость от того, является ли страна происхождения фонограммы участницей какой-либо международной конвенции или договора по охране фонограмм. Применяться должна норма ГК, поскольку в соответствии со ст. 1137 ГК законы и постановления Правительства Республики Беларусь применяются в той части, в которой они не противоречат Кодексу.
2. Для предоставления охраны передачам организаций эфирного и кабельного вещания необходимо, чтобы организация имела официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляла передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.
70
Сива 62