Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено

Передача права собственности на материальный объект или права вла­дения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-ли­бо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исклю­чением случаев, предусмотренных законодательством об авторских и смежных правах.

1. Объектом авторского права является произведение науки, литера­туры и искусства. Действующее законодательство не содержит понятия произведения. В ст. 993 ГК Республики Беларусь приводится лишь пе­речень произведений, являющихся объектами авторского права. По­пытки дать определение понятию «произведение» предпринимались в литературе.

Произведению приписывают следующие обязательные признаки;

во-первых, оно – продукт духовного творчества, духовной деятель­ности человека, исключающей возможность труда без участия психиче­ских сил. Произведение – нематериальный объект;

во-вторых, произведение должно быть результатом творческой дея­тельности автора. Согласно современной научной доктрине охране ав­торским правом подлежат лишь те результаты интеллектуальной дея­тельности, которые отличает оригинальность формы, в которой этот результат выражен. Творческий характер произведения определяют его оригинальностью, неповторимостью и уникальностью. Авторское пра­во распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от способа или формы выражения, назначения и достоин­ства. Однако только оригинальные произведения могут быть объектами авторского права. Сами идеи, изложенные в произведении, не обяза­тельно должны быть новыми, однако форма их выражения обязательно должна быть оригинальной.

Творчество как обязательный признак произведения прямо названо в п. 1 комментируемой статьи. В п. 1 ст. 5 Закона от 16 мая 1996 г. «Об ав­торском праве и смежных правах» было записано: «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, яв­ляющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назна­чения и достоинства произведения, а также способа его выражения». В п.1 ст.5 новой редакции Закона (от 11 августа 1998 г.), определяющем объект авторского права, признак творчества отсутствует. Историческое толкование закона может дать основания сделать вывод, что для при­знания произведения науки, литературы и искусства объектом автор-

56

с кого права не требуется, чтобы оно было результатом творческой дея­тельности. С этим согласиться нельзя, поскольку в действующей редак­ции эта статья значительно расширяет круг охраняемых авторским пра-иом объектов и позволяет признать объектами авторского права, напри­мер, расписание движения самолетов и поездов, рецепт на покупку ле­карства в аптеке, объекты чисто технического характера, различные ка­талоги и т.п.;

в-третьих, признаком, обязательным для признания результата ин­теллектуальной деятельности объектом авторского права, является объ­ективная форма его выражения. Пока произведение представляет собой систему образов, мыслей, идей автора в его сознании, пока оно не ста-.10 возможным для восприятия другими лицами, иначе говоря, пока оно не получило объективной формы, нет объекта, нуждающегося в право­вой охране. Пока произведение не проявилась во вне, оно не может со­ставлять объекта авторского права. Сами идеи, понятия, факты не под­лежат запрещению и могут свободно обращаться в обществе. Автор вправе требовать, основываясь на авторском праве, чтобы его взгляды, достижения не были обнародованы, если вследствие его собственной несдержанности или нескромности близких ему лиц они случайно ста­ли известны третьим лицам.

В литературе никто не оспаривает, что объективная форма выра­жения произведения является необходимым признаком последнего как объекта авторского права. Пунктом 2 ст. 992 ГК прямо предусмо­трено, что авторское право распространяется на произведения, выра­женные в какой-либо объективной форме: письменной, устной, зву-ко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и других формах.

Законом «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции от 11 августа 1998 г.) перестали охраняться произведения, выраженные в уст­ной форме. В то же время в связи с признанием программ для ЭВМ и баз данных объектами авторского права в указанном Законе появилась новая форма существования произведений – электронная.

2. В юридической литературе можно встретить утверждение, что критерием охраноспособности произведения следует признать его об­щественную полезность. Это утверждение подвергалось критике мно-[и.ми учеными. Подчеркивалось, что законодательство никогда не предъявляло к объектам авторского права требования, чтобы они были общественно полезными. Если бы такое требование было предъявлено, то встал бы вопрос, кто мог бы определить, является ли данное произ­ведение общественно полезным, и какими критериями следовало бы

57

пользоваться при этом. К тому же известны случаи, когда при жизни ав­тора произведение не получало должной оценки, а позже признавалось достоянием мировой культуры. В связи с этим в законодательстве спе­циально подчеркивается, что назначение и достоинства произведения не имеют значения для предоставления последнему охраны по автор­скому праву.

3. Авторское право распространяется на произведения как обнаро­дованные, так и на не обнародованные, но выраженные в любой объек­тивной форме. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» под обнародованием понимается осуществленное с согласия автора дейст­вие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публич­ного показа или иным способом.

Практические и правовые последствия признания произведения об­народованным значительны. Автор может реализовать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования никто не может да­вать оценку произведению, цитировать его и осуществлять иные дейст­вия, которые допускаются законом в отношении правомерно обнародо­ванных произведений.

4. Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо объек­тивной форме, подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно оно обществу или нет. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, специально­го оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем, в случае возникновения спора об авторстве, автор произведения должен иметь доказательства того, что именно он является создателем данного объекта авторского права.

Если из произведения можно выделить самостоятельную часть, удовлетворяющую перечисленным выше признакам, или таким при­знакам удовлетворяет название произведения, то такая часть произве­дения или его название является объектом авторского права.

В числе результатов интеллектуальной деятельности есть такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. К таким результатам относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Одни из этих результатов, например, способы, охраняются нормами патентного права, другие – средствами правового института «ноу-хау». Неохраноспособны по ав-

58

юрскому праву факты, имеющие информационный характер. Пере­численные в п. 4 ст. 992 ГК. результаты интеллектуальной деятельное -|и не являются произведениями. Однако и в числе произведений есть,акие, которые исключены из охраны авторским правом прямым ука­занием закона. Согласно ст. 8 Закона «Об авторском праве и смежных правах» к таким произведениям относятся: официальные документы иаконы, судебные решения, иные тексты законодательного, админис-; ративного и судебного характера), а также их официальные переводы;

i осударственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные;i иные знаки); произведения народного творчества, авторы которых не известны.

Произведения науки, литературы и искусства являются нематери­альными объектами, однако их качество и значимость для общества мо-; vt быть оценены только тогда, когда они объективируются на матери­альном носителе. Последний представляет собой материальный объ­ект – вещь, собственник которой может не иметь авторского права на чоплощенное в ней произведение, поэтому передача материального но­сителя, на котором воплощено произведение, не влечет перехода ка-Mix-либо авторских прав.

Статья993. Произведения, являющиеся объектами автор­ского права 1. Объектами авторского права являются:

1) литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

2) драматические и музыкально-драматические произведения, произ­ведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

3) музыкальные произведения с текстом и без текста;

4) аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диа­фильмы и другие кино- и телепроизведения);

5) произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

6) произведения прикладного искусства;

7) произведения архитектуры, градостроительства и садойо-паркового искусства;

8) фотографические произведения и произведения, полученные спосо-оами, аналогичными фотографии;

9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

10) компьютерные программы;

Иные произведения.

59

2. Охрана компьютерных программ распространяется на все виды ком­пьютерных программ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

3. К объектам авторского права также относятся:

1) производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефе­раты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

2) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие состав­ные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

1. Круг охраняемых авторским правом объектов очень широк. Их пе­речень, составленный в зависимости от формы выражения, назначения, способа использования и ряда других условий, приведен в ст. 993 ГК.

Перечень охраняемых авторским правом объектов является откры­тым. В него входят:

1) Литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.).

В отличие от Закона «Об авторском праве и смежных правах», где термином «литературные произведения» охватываются выраженные в словесной форме художественные произведения, а также компьютер­ные программы и базы данных, в ст. 993 ГК под литературными произ­ведениями понимают любые оригинальные произведения, выраженные языковыми средствами в любой форме. К литературным относят худо­жественные, научные, учебные, публицистические произведения, вы­раженные в письменной, устной или электронной форме.

Как литературные охраняются следующие произведения:

а) книга, брошюры, статьи, иные произведения как художественно­го, так и научного содержания, предназначенные, главным образом, для публикации. Эти объекты относят к письменным произведениям;

б) лекции, речи, выступления, проповеди и иные устные произведе­ния. Охрана таких произведений средствами авторского права возмож­на, но достаточно сложна;

в) произведения личного характера – письма, дневники, иные доку­менты. Поскольку эти объекты носят частный характер и затрагивают личную сферу автора и близких ему лиц, использование таких произве­дений как объектов права должно осуществляться с соблюдением права

60

граждан, гарантированного ст. 28 Конституции: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство».

2) Драматические и музыкально-драматические произведения, про­изведения хореофафии и пантомимы, другие сценические произведе­ния.

Эти произведения объединяет то, что все они предназначены для ис­полнения на сцене. Однако если драматические произведения, содер­жание которых может быть изложено в словесной форме, можно отне­сти к произведению литературы, то музыкально-драматические произ­ведения являются составными (части таких произведений могут ис­пользоваться самостоятельно).

Содержание хореографических произведений, а также пантомим выражается средствами пластических движений человеческого тела (танцы, мимика). Хореографические произведения и пантомимы охра­няются действующим авторским законодательством без каких-либо особых условий.

Обычно хореографические произведения и пантомимы исполняют под музыку, и это сближает их с музыкально-драматическими произве­дениями. Но это – самостоятельный вид произведений.

3) Музыкальные произведения с текстом и без текста.

В этих произведениях художественные образы выражаются посред­ством звуков, образующих мелодию, которая составляет основу музы­кального произведения.

Действующее законодательство не предъявляет к объективной фор­ме музыкального произведения каких-либо особых требований. Глав­ным назначением музыкального произведения является его непосред­ственное восприятие на слух, поэтому основной объективной формой музыкального произведения является его исполнение. Однако испол­нению музыкального произведения должно сопутствовать выражение его в форме записи с помощью нотных знаков или в форме звукозапи­си, поскольку, во-первых, последующее воспроизведение исполнения, особенно сложных музыкальных произведений, даже специалистами практически невозможно, во-вторых, доказать факт неправомерного использования исполненного музыкального произведения очень сложно.

Действующее законодательство не содержит специального перечня музыкальных произведений, охраняемых авторским правом. В специ­альной юридической литературе и теории музыки определены следую-

61

щие виды музыкальных произведений: обработки, переложения, орке­стровки, аранжировки, вариации.

4) Аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, ди­афильмы и другие кино- и телепроизведения).

В Законе «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции от 11 августа 1998 г.) аудиовизуальное произведение определено как произве­дение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с со­провождением или без сопровождения их звуком), создающих впечат­ление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. К аудиовизуальным произ­ведениям относятся кинематографические и иные произведения, выра­женные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, ви­деофильмы и подобные произведения), независимо от способа их пер­воначальной или последующей фиксации.

Организационно-технические работы, а также выделение финансо­вых средств, необходимых для создания аудиовизуального произведе­ния, осуществляет, как правило, производитель аудиовизуального про­изведения – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя ини­циативу и ответственность за создание такого произведения. Посколь­ку интересы производителя аудиовизуального произведения должны учитываться в процессе использования аудиовизуального произведения в отношении последнего выделяют авторов: режиссера-постановщика, автора сценария и автора специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста, и производителя, к которому по договору на создание аудиовизуального произведения переходят исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения аудиовизуального произведения, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором.

Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименова­ние либо требовать такого указания.

5) Произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства.

Отсутствие законодательного определения произведения изобрази­тельного искусства объясняют большим многообразием форм и техни­ческих способов выражения творческой мысли в таких произведениях. Как любой объект авторского права, произведение изобразительного искусства должно получить конкретное внешнее выражение. Оно со-

62

здается, как правило, в-единственном экземпляре и приобретает каче­ства уникальной вещи. Автор произведения изобразительного искусст­ва, с момента воплощения его в какой-либо объективной форме, явля­ется субъектом как права собственности, так и авторского права на со­зданный им объект. Когда автор передает право на использование про­изведения изобразительного искусства, он остается автором произве­дения, право собственности на материальный носитель, в котором во­площено произведение изобразительного искусства, переходит к поль­зователю. Между автором произведения изобразительного искусства и ею собственником возникает авторское правоотношение с определен­ной для его участников совокупностью прав и обязанностей, особен­ности которых отражены в действующем законодательстве об автор­ском праве.

6) Произведения прикладного искусства.

Они являются разновидностью произведений изобразительного ис­кусства. Этим объектам присущи два отличительных признака – утили­тарность и художественность исполнения. Произведения прикладного искусства как оригинальные художественные разработки воспроизво­дятся промышленным способом с целью создания товаров, предназна­ченных для удовлетворения культурных и бытовых потребностей лю­дей. Такими товарами являются ювелирные и галантерейные изделия, иные изделия из металла, фарфора, кожи, кости, пластмассы и других материалов.

Произведения прикладного искусства как объекты авторского права следует отличать от промышленных образцов, охраняемых правом про­мышленной собственности (см. комментарий к ст. 1000 ГК).

7) Произведения архитектуры, градостроительства и садово-парко-ного искусства.

Как и произведения декоративно-прикладного искусства, эти про­изведения имеют двойное назначение, так как призваны удовлетворять как духовные, так и определенные материальные потребности людей Авторским правом охраняются как сами произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, выраженные в виде зданий, сооружений, садов, парков и т. д., так и относящиеся к архи­тектуре произведения архитектурной графики и пластики – эскизы, чертежи, планы, рисунки и иные разработки, предшествующие строи­те;! ьству.

Произведения архитектуры пользуются охраной как результаты творческой деятельности, причем оригинальность такого произведения должна отражать личный вклад автора как в графическое оформление

63

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового ис- •.кусства (в эскиз, план и т. д.), так и в его объемное оформление, кото­рое проявляется в уже созданном объекте.

В процессе проектирования и непосредственно строительства, авто­ру оригинального архитектурного произведения приходится решать оп­ределенные инженерно-конструкторские и даже научные задачи. Полу­ченные результаты авторским правом не охраняются (хотя могут пред­ставлять основную ценность архитектурного произведения), так как ав­торским правом охраняется только форма произведения, но не его со­держание.

8) Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

Законодательство исходит из признания фотографических произ­ведений, а также приравненных к ним произведений голографии, слайдов и иных произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, самостоятельным видом произведений авторского права и предоставления им охраны без выполнения каких-либо формально­стей.

9) Карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведе­ния, относящиеся к географии, топографии и другим наукам.

Существуют объекты авторского права с двойственным характером назначения, которые занимают промежуточное место между литератур­ными и художественными произведениями. К таким произведениям относятся географические, геологические, астрономические карты, глобусы, рисунки по естествознанию и иные схожие произведения. В них кроме изображения обычно имеется и текст, поясняющий значение карт и рисунков.

Действующим законодательством картографические произведения определены как специальные тематические проблемно ориентирован­ные карты и атласы. Охраняются такие произведения лишь в том слу­чае, если они представляют собой результат творческого труда их соста­вителя.

10) Компьютерные программы (программы для ЭВМ).

Они были признаны объектами авторского права Законом «Об ав­торском праве и смежных правах».

Выбор правового способа защиты программ для ЭВМ объясняется тем, что именно этот способ выбран как основной для защиты про­грамм для ЭВМ в большинстве государств и назван в тексте Соглаше­ния по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Распространение на компьютерные программы авторско-

64

правового способа охраны предусмотрено Договором ВОИС по автор-кому праву, к которому присоединилась Республика Беларусь.

Компьютерная программа – упорядоченная совокупность команд и шнныхдля получения определенного результата с помощью компьюте-;i.i, записанная на материальном носителе, а также сопутствующая эле­ктронная документация (ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Согласно Договору ВОИС по авторскому праву, компьютерные про­граммы охраняются как литературные произведения. Исходя из этого положения, в Законе «Об авторском праве и смежных правах» програм­мы для ЭВМ приравнены к литературным произведениям.

В ГК учтена специфика программы для ЭВМ как результата интел­лектуальной творческой деятельности. Эти объекты авторского права признаны самостоятельным видом произведений.

Понятием «компьютерная программа» охватывается весь спектр программных средств, предназначенных для получения'определенного результата с помощью ЭВМ и других аналогичных устройств. Компью­терной программой является как небольшая программа, созданная ин­дивидуальным разработчиком, так и сложный программный продукт, разработанный в специальной организации. Не имеет значения назна­чение и достоинство компьютерной программы. Для предоставления компьютерным программам охраны не имеет значения, на каком языке программирования они написаны, изложен ли текст программы на ис­ходном языке или в объектных кодах.

11) Другие произведения.

Перечень объектов авторского права является открытым. Это зна-ч;!т, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произве­дение науки, литературы и искусства, являющееся результатом интел­лектуальной творческой деятельности, охраняется средствами автор­скою права, даже если оно не относится ни к одному из перечисленных " ст. 993 ГК видов произведений.

Примером такого объекта может служить реклама. По Закону Pec-in блики Беларусь от 18 февраля 1997 г. «О рекламе», реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных

2. Согласно принципу свободы творчества не считается нарушени-с\: авторского права использование существующего произведения для со).1;щия нового, существенно от него отличающегося. В отличие от са­мое гоятельных (независимых) произведений созданные на их основе нопые произведения называют производными (зависимыми).

•:.,"- 65

К числу производных произведений относят переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Основанием для признания производного произведения охраноспо­собным является творческий характер труда лица, осуществившего пе­реработку оригинального произведения. Так, не будет признан произ­водным произведением дословный (подстрочный) перевод литератур­ного произведения.

Лицо, осуществляющее переработку оригинального произведения, обязано соблюдать права его автора.

3. Составные произведения создаются путем соединения в единое целое уже существующих произведений. Оригинальность составного произведения определяется выбором входящих в его состав объектов и их расположением. Составное произведение может быть снабжено ори­гинальным комментарием, иллюстрациями, предметным и именным указателями и т.д.

Действующее законодательство к числу составных относит: антоло­гии, энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, базы данных. Авторы произведений, включен­ных в такие издания, сохраняют исключительные права на использова­ние своих произведений независимо от издания в целом, если иное не предусмотрено авторским договором.

Если подбор и расположение материалов (составительство) осуще­ствляет физическое лицо, то оно является автором сборника или иного составного произведения. Если аналогичная деятельность осуществля­ется юридическим лицом, то последнему принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании составного произведения указывать свое наиме­нование или требовать такого указания.

Статья994. Объекты смежных прав

Смежные права распространяются на исполнения, постановки, фоно­граммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблю­дения каких-либо формальностей.

1. Отличительной чертой смежных прав является их зависимость от прав авторов произведений. Самостоятельный характер смежных прав

66

проявляется лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фоно­грамму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.

Основными источниками права в сфере исполнительского творчест­ва, производства и использования фонограмм и деятельности организа­ций эфирного и кабельного вещания в Республике Беларусь являются ст. 994,995 ГК и раздел III «Смежные права» Закона «Об авторском пра­ве и смежных правах».

В целях предоставления охраны смежным правам, первоначально возникшим в одном государстве, на территории других государств, действуют: Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, подписан­ная в Риме 26 октября 1961 г., и Конвенция об охране интересов про­изводителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фоно­грамм, подписанная в Женеве 29 октября 1971 г. К этим международ­ным конвенциям Республика Беларусь присоединилась в соответст­вии с Указами Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. №439 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции об охра­не интересов производителей фонограмм от незаконного воспроиз­водства их фонограмм (Национальный реестр правовых актов Респуб­лики Беларусь, 2002 г., №91, 1/3949) и №440 «О присоединении Рес­публики Беларусь к Международной конвенция об охране прав испол­нителей, производителей фонограмм и вещательных организаций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №91, 1/3950).

•В 1996 г. был принят договор ВОИС по исполнениям и фонограм­мам. Учитывая важность этого Договора для формирования междуна­родных отношений в сфере охраны смежных прав, 17 ноября 1997 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ «О присоединении Ре­спублики Беларусь к Договору ВОИС по исполнениям и фонограм­мам», 10 мая 1998 г. был подписан Закон Республики Беларусь «О рати­фикации Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам» (Ведомос­ти Национального собрания Республики Беларусь (Приложение), 1998 г., №1, ст. 510).

Согласно ст. 994 ГК смежные права распространяются на исполне­ния, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и ка­бельного вещания.

2. Под исполнением понимают представление произведения или фонограммы посредством игры, декламации, пения, танца в живом ис­полнении или с помощью каких-либо технических средств (теле-, ра­диовещания, кабельного вещания и т.д.). 67

3. Содержание понятия «постановка» в законодательстве не рас­крыто. В литературе предлагают следующее определение этого объ-1 екта: постановка представляет собой театральное представление в определенном сценическом решении (включая хореографию, музы­ку, оформление декораций, костюмы, свет и многое другое). Поста­новка – это сценография в широком смысле слова, включающая весь ход спектакля. Субъектами права на постановку являются режиссе­ры-постановщики театральных, кукольных, цирковых или иных спектаклей.

Исполнения и постановки – разные объекты. Исполнение охраняет­ся как единственный акт и от исполнителя неотделимо. Постановка, созданная однажды режиссером, может затем воспроизводиться и без его участия.

Исполнения охраняются ГК. и Законом «Об авторском праве и смежных правах». Что касается постановок, то в старой редакции на­званного закона они присутствовали, в новой его редакции в качестве объектов смежных прав постановки не названы. В литературе исклю­чение постановок из числа объектов смежных прав объясняют тем, что постановки рассматриваются как одна из форм произведений. Отожде­ствление драматических, музыкально-драматических и иных произве­дений с постановками нельзя признать правомерным. Важнейшие ох­раноспособные элементы труда режиссера – режиссерский замысел, его решение и мизансцены – в творчестве писателей-драматургов, му­зыкантов и хореографов не имеют главенствующего значения. Даже ес­ли драматические, музыкально-драматические и иные аналогичные произведения никогда не исполнялись на сцене, они подлежат охране авторским правом. Постановки вне сценической реализации не суще­ствует.

Поскольку закон предоставляет охрану результату труда режиссера-постановщика аудиовизуального произведения, нет оснований отказы­вать в предоставлении охраны постановкам, осуществляемым режиссе­рами-постановщиками идущих на сцене спектаклей (театральных, ку­кольных, цирковых, эстрадных и иных представлений).

4. Фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполне­ний или иных звуков либо отображений звуков; фонограммой не явля­ется запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение (часть двадцать шестая ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Производитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую за­пись какого-либо исполнения или иных звуков; при отсутствии доказа-

68

тельств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме (часть девят­надцатая ст. 4 указанного Закона).

5. Определение передачи в эфир содержится в Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещатель­ных организаций от 26 октября 1961 г. Согласно этой Конвенции, пере­дача в эфир означает передачу звуков или изображений и звуков бес­проволочными средствами для приема публикой.

Передачей организации эфирного или кабельного вещания являет­ся передача, созданная как самой организацией эфирного или кабель­ного вещания, так и по ее заказу и за счет ее средств другой организа­цией.

Статья995. Сфера действия смежных прав 1. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об авторских и смежных пра­вах, если:

1) исполнитель является гражданином Республики Беларусь;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Респуб­лики Беларусь;

3) исполнение, постановка записаны на фонограмму в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю в соответствии с пунктом 3 настоящей ста­тьи.

2. Права изготовителя фонограммы признаются за ним в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об авторских и смежных правах, если:

1) изготовитель фонограммы является гражданином Республики Бела­русь или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

2) фонограмма впервые опубликована на территории Республики Бела­русь.

3. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодатель­ства об авторских и смежных правах в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осу­ществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории Рес­публики Беларусь.

69

1. ПрсдосгсИ-.ленис охраны объектам смежных прав осуществляется в зависимости от следующих критериев: гражданства субъекта смежных прав, если речь идет о физическом диче, или официального местонахож­дения юридического лица и места первого опубликования фонограммы.

С учетом названных критериев п. 1 ст. 995 ГК определяет сферу дей­ствия смежных прав в отношении исполнений и постановок, п. 2 – в от­ношении фонограмм, п. 3 – в отношении передач эфирного или ка­бельного вещания.

Охране подлежит не только «живое» исполнение, но и исполнение, записанное на фонограмму, а также не записанное на фонограмму, но включенное в передачу эфирного или кабельного вещания.

Если исполнителем, режиссером-постановщиком является гражда­нин Республики Беларусь, то его исполнение, постановка охраняется независимо от места первого исполнения.

Если изготовителем фонограммы является гражданин Республики Беларусь или юридическое лицо, имеющее официальное местонахож­дение на территории Республики Беларусь, то изготовленные им фоно­граммы охраняются независимо от места их первого опубликования.

Если исполнители и изготовители фонограмм впервые осуществля­ют исполнительскую деятельность или публикуют свои фонограммы на территории Республики Беларусь, то охрана таким исполнениям и фо­нограммам предоставляется независимо от гражданства исполнителя или места нахождения юридического лица.

В п. 2 ст. 30 Закона <Юб авторском праве и смежных правах» указано также, что охране подлежат фонограммы, опубликованные на террито­рии Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публика­ции в каком-либо другом государстве. Закон предоставляет охрану бо­лее широкому кругу фонограмм, он даже не ставит предоставление ох­раны фонограмме иностранного производителя в зависимость от того, является ли страна происхождения фонограммы участницей какой-ли­бо международной конвенции или договора по охране фонограмм. Применяться должна норма ГК, поскольку в соответствии со ст. 1137 ГК законы и постановления Правительства Республики Беларусь при­меняются в той части, в которой они не противоречат Кодексу.

2. Для предоставления охраны передачам организаций эфирного и кабельного вещания необходимо, чтобы организация имела официаль­ное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществ­ляла передачи с передатчиков, расположенных на территории Респуб­лики Беларусь.

70

Сива 62


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: