Суримоно, изображающие природу

Последней группой подарочных гравюр являются многочисленные суримоно с изображениями японской природы: гор, рек, животных и растений. Гравюры этой группы несли только благопожелательный смысл, без сложных ассоциаций и намёков на различные другие вещи. Хотя, конечно, были и природные суримоно с более глубоким значением и смыслом. Надо отметить, что не все суримоно, изображающие природу или неживые объекты, могли быть отнесены к данной группе подарочных гравюр, многие из них относились не к природным, а именно к праздничным суримоно. Например, если на гравюре изображена природа, но подчёркнуто и выделено какое-то время года, либо же изображены неживые предметы, такие как солома и кадомацу, то, скорее всего, это подарочные гравюры, имеющие отношение к какому-то японскому празднику. Хотя, конечно, в любом случае всегда надо не только изучать изображение, но и стихотворный текст, прежде чем определить гравюру в какую-либо группу.

Таким образом, суримоно являются достаточно необычным и интересным жанром гравюр укиё-э благодаря сочетанию изображения, стихотворного текста и символов. Их можно классифицировать на различные группы, которые можно выделить соответственно с темой и назначением гравюры. Назначение суримоно огромно, благодаря им мы можем не только увидеть красоту японской природы, но и больше узнать о традиционных верованиях, праздниках и обычаях, а также о жизни известных людей прошлого.

Заключение

После внимательного изучения литературы отечественных и иностранных авторов касательно искусства укиё-э в целом и жанра суримоно в частности можно прийти к выводу, что японские подарочные гравюры являются одним из самых интересных и необычных жанров укиё-э. Символичность, как неотъемлемое свойство художественной культуры всех народов, в японском изобразительном искусстве наиболее полно раскрывает себя именно в жанре суримоно, отличительной чертой которого является умелое сочетание художниками изображения и стихотворного текста. Это позволяет не просто повествовать и рассказывать о чём-то, но, что гораздо важнее, побуждать зрителя к размышлениям об увиденном на гравюре и поиске скрытого смысла. Два неотъемлемых элемента гравюр суримоно - изображение и стихотворный текст, по замыслу мастера всегда идеально дополняют друг друга. Так как в период Эдо существовала жёсткая цензура в японском искусстве, в том числе и в изобразительном искусстве, художники не могли зачастую неприкрыто и прямолинейно изображать свои идеи и мысли. Таким образом, умело сочетая текст и картины они получили возможность завуалированно рассказывать о важном событии или знаменитом человеке.

Ещё одним отличием суримоно от гравюр других жанров является то, что они не зависят от одного определённого сюжета - выбор тем для этого жанра огромен. Поэтому, важной частью исследования в данной работе была классификация суримоно по их содержанию и предназначению в наиболее обширные группы. Это позволило проанализировать каждую группу в отдельности и выявить их основные черты. Таких групп можно выделить три:

праздничные суримоно, предназначавшиеся для поздравления в большие праздники, например, на Новый Год;

суримоно, имеющие отношение к известным персонажам. В эту группу входят гравюры, посвящённые определённым людям, например, популярным актёрам, либо же посвящённые известным литературным персонажам;

– последней обширной группой являются суримоно, изображающие природу и пейзаж различных уголков Японии.

Благодаря этому, стало понятным, что хотя основным предназначением суримоно является поздравление и пожелание удачи, гравюры этого жанра могут рассказывать и передавать важную информацию о различных народных обычаях, верованиях или же намекать на известные литературные произведения и героев. Исходя из этого, можно сделать вывод, что жанр подарочных гравюр является важной культурологической составляющей необходимой для понимания японской истории, культуры и менталитета японского народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: