Общие положения о символизме

Символизм (букв. с греч. «знак», «опознавательная примета») – цельное идейно-художественное направление, долгое время преобладавшее в искусстве многих стран и народов, которое характеризуется применением всевозможных символов, знаков и намёков. Художники различных стран и народов обычно стремятся показать символичность многих событий, окружающих человека в его повседневной жизни.

Символизм как одно из направлений в европейском и русском искусствах возник примерно в конце XIX века из-за неприятия развития буржуазного общества, а также технической и научной сторон жизни. В символизме человеческое воображение зачастую преобладает над логикой, так как, прежде всего, символизм тяготеет к тайной и невидимой с первого взгляда стороне жизни и стремится выразить приоритет духовного над материальным. По этой причине символизм в искусстве обычно является полной противоположностью реализму, а в особенности, натурализму, неотъемлемой чертой которого является правдивое и до мелочей детальное изображение реального мира. Большое значение в символизме также отдаётся подтексту, а также умению зрителя или читателя «видеть между строк», для того чтобы осознать скрытый смысл слов и изображений в художественных произведениях. С другой стороны, для мастера-символиста важным является умение находить «золотую середину» в своём желании показать различный подтекст и намёки, так как, если слишком увлечься изображением «скрытого смысла», то зритель или читатель может просто не понять замысла мастера в своей работе.

Неотъемлемым свойством художественной культуры является её символичность. Так, приверженцы символизма полагают, что абсолютно любой художественный образ, вне зависимости от того к какому жанру искусства он относится, всегда является хоть в какой-то степени символичным, так как безграничная человеческая фантазия и воображение позволяют в любом предмете увидеть нечто большее, чем оно есть на самом деле. Выражение скрытого смысла в произведениях возможно именно благодаря символичности художественного образа. Художники-символисты считают, что произведение обязательно должно не просто повествовать и рассказывать о чём-то, но, что гораздо важнее, побуждать зрителя к размышлениям об увиденном и поиске скрытого смысла.

Таким образом, символисты стремились несколько отойти от реальных изображений в своих произведениях и хотели с помощью воображения и фантазии увидеть то, что скрывается внутри различных предметов. Само движение символизма являлось противоположностью обыденности и будничности.

 

Символизм в японском искусстве

Особенности японской культуры

Японская культура складывалась и развивалась в специфических природных и особых исторических условиях. Включая в себя несколько крупных и огромное количество мелких островов, а также, будучи расположенной на самом краю востока, Япония взаимодействовала примерно до середины XIX века главным образом только с Китаем и Кореей. При этом влияние этих культур не было равномерным: были периоды, когда их влияние на японскую культуру было сильным, а затем становилось гораздо слабее. Однако близость к другим восточным культурам, способствовала развитию и обогащению собственной японской национальной культуры. Контакты с западной цивилизацией, которые, хотя и начались примерно в XVI веке, были длительное время очень ограниченными и избирательными со стороны японцев, а также к этому моменту основные самобытные черты японского искусства уже сформировались.

К тому же постоянная опасность землетрясений и извержений вулканов, высокая влажность воздуха, подвергающая вещи быстрому разрушению, малое количество пригодной для возделывания и жизни земли, сыграли немаловажную роль в формировании психологии и эстетических взглядов японцев. Всё это научило людей довольствоваться небольшим и, зачастую, очень ограниченным числом предметов.

Длительная изоляция Японии, из-за природного расположения и политики, которую проводило японское правительство, способствовала не только развитию уникальных самобытных черт в японской культуре, но и их закреплению, благодаря чему они не были вытеснены позднее слепым подражанием иностранной культуре. Всё это повлияло на развитие японского искусства в будущем, в том числе и на особенности японских гравюр на дереве укиё-э.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: