Принципы экологического обоснования оптимальных судоходных глубин на ВВП

Изменения на судоходном плёсе объёмов перевозок вызывает необходимость изменения нормированных (гарантированных) размеров судового хода, основным из которых является гарантированная глубина. Увеличение гарантированной глубины на свободной реке должно быть обосновано по:

1. Экологическим критериям (минимальное негативное воздействие на окружающую среду).

2. Техническим возможностям дноуглубительного флота.

3. Экономическим критериям (минимальными денежными затратами на создание, поддержание судоходных глубин и эксплуатацию транспортного флота).

Учёт экологических факторов заключается в том, что рост судоходных глубин на свободной реке не может продолжаться неограниченно, даже если имеется соответствующий дноуглубительный флот. Существуют природные границы увеличения судоходных глубин на свободной реке -так называемые гидравлически допустимые глубины.

Известно, что процесс значительного увеличения судоходных глубин – это срезка гребней перекатов. Это означает возрастание пропускной способности русла и уменьшения потерь энергии потока на трение (уменьшение гидравлического сопротивления), и как следствие это врезание потока в русло, т.е. может возникнуть эффект снижения меженных уровней воды. Это реакция природы (саморегулируемой системы поток – русло).

Основные негативные последствия снижения уровней воды проявляются в:

1. Осложнение эксплуатации подводных коммуникаций и мостовых опор.

2. Ухудшение или прекращение работы водозабора.

3. Уменьшение уровня грунтовых вод и, как следствие, угнетение растительности.

4. Увеличение дноуглубительных работ для поддержания судоходных условий.

Вывод: ограничение на рост судоходных глубин определяется стабильностью кривой свободной поверхности (КСП) при проектных расходах воды. Иначе: увеличение гарантированных глубин допустимо до тех пор, пока уменьшение уровня воды на опорном ГП данного судоходного плёса не превышает 5-10 см. Такие глубины принято называть гидравлически допустимыми.

Явление снижения уровня воды и его значение можно проследить по изменению положения КСП (проведение однодневной связки) или по изменению кривой расходов (зависимость расхода от уровня воды) на судоходном плёсе на котором проводятся крупные дноуглубительные работы.

 

                                                        

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СУДОХОДНЫХ УСЛОВИЙ




double arrow
Сейчас читают про: