Системы классификации средств размещения, принятые в разных странах мира

Лекция № 11

Классификация гостиниц.

Гостиницы: понятие, характеристики и системы классификации

По определению ВТО, гостиница - это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.

Гостиницы обладают следующими признаками:

1) состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;

2) предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;

3) сгруппированы в классы и категории в соответствии:

4) не входят в категорию специализированных заведений;

5) ориентированы на свой сегмент путешественников;

6) иметь единое руководство и обслуживающий персонал.

Они могут быть независимыми или входить в специализированные объединения (цепи).Все средства размещения классифицированы по отдельным группам.

Аналогичные заведения включают пансионаты и меблированные комнаты, туристские общежития и другие средства размещения, которые состоят из номеров, и предоставляют ограниченные гостиничные услуги, включая ежедневную заправку постелей, уборку номера и санузла.

Группа " Гостиницы и аналогичные предприятия " включает:

- гостиницы,

-гостиницы квартирного типа,

-мотели,

-придорожные и пляжные гостиницы,

-клубы с проживанием,

-пансионаты,

-меблированные комнаты,

-туристские общежития.

Специализированные предприятия, помимо предоставления услуг размещения, выполняют еще какую-либо другую специализированную функцию, например организацию конференций, лечение и т. д. К числу предприятий данного вида относятся оздоровительные заведения, лагеря труда и отдыха, конгресс-центры и т. д.

Группа "Специализированные предприятия" состоит из:

- санаториев,

-лагерей труда и отдыха,

-размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах),

- конгресс-центрах.

Прочие коллективные средства размещения предоставляют ограниченные гостиничные услуги, исключая ежедневную заправку постелей и уборку жилых помещений. Они могут состоять не из номеров, а представлять собой единицы типа "жилище", "площадки для кемпинга" или "коллективные спальные помещения (общежития)".

Группа "Прочие коллективные средства размещения" включает: комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилища, предназначенного для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т. д.

К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища - квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми.

По уровню услуг отели делятся на несколько типов, причем общей основной услугой является предоставление размещение, а все прочие так или иначе способствуют повышению качества этой основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе.

Отель "люкс": 100-400 номеров; центр города; обслуживание на высоком уровне хорошо обученным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов; цена очень высокая; потребитель - руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне; условия элитарные, дорогая отделка помещений.

Отель высокого класса: размер большой - 400-2000 номеров; в пределах города; широкий набор услуг, предоставляемый обученным персоналом; цена выше среднего; потребитель - бизнесмены, индивидуальные туристы, участники конференций; дорогая мебель и оборудование, большой холл, рестораны.

Отель среднего уровня: стремится максимально использовать современные технологии и снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе путем сокращения рабочей силы, и за счет автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего.

Апарт-отель: 100-400 номеров; чаще всего самообслуживание; цена зависит от времени размещения; потребитель - бизнесмены и семейные туристы, останавливающиеся на длительный срок; условия аналогичны полностью меблированной квартире.

Отель экономического класса: гостиница с ограниченным набором услуг; 10-150 номеров; окраина или средняя часть города; ограниченное число персонала; цена невысокая, на 25-30% ниже средней по региону, из-за чего пользуются спросом; потребители - экономные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе; условия - современный, хорошо оборудованный номерной фонд, но, как правило, питание в этих отелях не предоставляется.

Классификация гостиниц по разрядам

В различных странах мира для обозначения категорийности гостиниц и других средств размещения применяются различные символы - от звезд во Франции и России до корон - в Великобритании. Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом.

1) «европейская» система, на основе французской национальной классификации,

распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного

количества звезд – от одной до пяти);

2) «балльная» или индийская система, в основе которой лежит оценка гостиницы

экспертной комиссией.

Системы классификации средств размещения, принятые в разных странах мира

Англия Наиболее распространена система «корон» или «ключей» (в сравнении с общеевропейской звездой корона на одну единицу выше). Широко используется классификация BTA (ассоциации британских турагентств) – также 5-звездочная, но с простой методикой назначения звезд

Греция Четыре категории, обозначаемые буквами (А, В, С, Д). Высшая категория качества гостиниц обозначается «de luxe». Примерное соответствие качества 5-звездочной системе такое: «de luxe» – *****, А – ****, В – ***, С – **, Д – *. К некатегорийным средствам размещения относятся апартаменты – квартиры в небольших домах.

Италия Гостиницы разделены на три категории, соответствующие примерно по качеству общепринятой градации в Европе: категория 1 – ****, категория 2 – ***, категория 3 – **

Согласно Немецкой классификации, гостиничные предприятия подразделяются на пять классов. С целью гармонизации с Европейской системой здесь сразу же предусматривается соответствие каждого класса определенному количеству звезд:

туристский класс - *;

стандартный класс - **;

комфортный класс - ***;

первый класс - ****;

люкс - *****.

Собственный подход к классификации гостиниц имеют гостиничные цепи. Обычно в них выделяются не категории, а марки, распространяющиеся на все гостиницы конкретной цепи. В каждой марке может учитываться не только уровень комфорта, но и назначение, месторасположение и некоторые другие критерии.

Например, крупнейшая европейская гостиничная цепь Accor (Франция) предлагает несколько марок предприятий, располагающих разнообразной палитрой услуг и цен:

Sofitel;

Novotel;

Mercury, которая, в свою очередь, по уровню комфорта и цен подразделяется еще на три группы: Relais Inn – предлагает стандартные номера, качественное обслуживание по умеренным ценам; Hotel Mercury – услуги более высокого уровня, индивидуальное обслуживание, комфортабельное размещение; Grand Hotel – прекрасное расположение гостиницы, изысканный комфорт и высокий уровень обслуживания круглосуточно;

Ibis;

Etap;

Formule 1.

Гостиничные предприятия классифицируют по самым различным критериям. Наиболее часто применяются следующие:

Месторасположение.

Продолжительность работы.

Обеспечение питанием.

Продолжительность пребывания.

Уровень цен.

Уровень комфорта.

Вместимость номерного фонда.

Функциональное назначение.

По расположению на территории определенной местности гостиницы делятся на: расположенные в городе (в центре, на окраине); расположенные в сельской местности (в том числе и высокогорной). По месту расположения также можно выделить следующие виды гостиниц: гостиницы в центре города; придорожные, как правило, малой этажности с открытыми автостоянками; гостиницы в окрестностях города и в аэропортах; плавучие отели – плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера. Среди специалистов гостиничного бизнеса чаще всего рассматриваются пять местоположений отеля: 1) центр города; 2) аэропорт; 3) пригород; 4) курорт; 5) автомагистраль.

Емкость номерного фонда. Вместимость гостиницы определяется числом постоянных спальных мест. Классификация гостиниц по вместимости в различных странах различно. Например, в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми, 100-200 мест – средними, более 200 мест – крупными; в Чехии до 120 мест – малыми, до 500 мест – средними, свыше 500 мест – большими; в США до 100 номеров – малыми, до 500 номеров – средними, свыше 500 – крупными.

В нашей стране нет официальной классификации гостиниц по их емкости, в связи с чем предлагается их группировка: до 150 мест (не более 100 номеров) – гостиницы малой вместимости, от 150 до 400 мест (до 300 номеров) – средней вместимости, более 400 мест (свыше 300 номеров) – большой вместимости. Мировой гостиничный номерной фонд в основном размещен в малых и средних гостиницах.

По уровню цен, устанавливаемых на основные платные услуги, предоставляемые в номерном фонде, гостиницы подразделяются на: бюджетные ($25-35); экономические ($35-55); средние ($55-95); первоклассные ($95-195); апарт-отели ($65-125); люкс-отели или фешенебельные ($125-525 и выше).

Уровень комфорта гостиниц определяется техническим оснащением, составом и качеством номерного фонда, набором предоставляемых услуг. Классификация гостиниц по уровню комфорта имеется в большинстве стран. В подходе к этой классификации за рубежом в настоящее время существует два основных направления. Одно отдает предпочтение так называемым «статическим» признакам, то есть твердо установленному процентному соотношению номеров с ванной и санузлом, определенному соотношению между вместимостью гостиниц и численностью обслуживающего персонала и т. Д.

Классификация гостиниц основана на комплексе требований к:

- материально-техническому обеспечению;

- номенклатуре и качеству предоставляемых услуг;

- уровню обслуживания.

Категории обозначают символом – «*» (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня и качества обслуживания. Гостиницы классифицируют по пяти категориям, мотели – по четырем. Высшую категорию гостиницы обозначают – «*****», низшую – «*»

Однозвездный отель. Туристические фирмы почти не предлагают такие гостиницы для размещения, в основном, останавливаются в них самостоятельные путешественники. Расположены такие гостиницы обычно на окраине, или рядом с центром, но в неприглядном месте. Как правило, это очень маленький отель, на 6-10 номеров, который обслуживает одна семья. Питание здесь не предполагается, вход после часа ночи запрещен. В маленьком номере – две кровати, тумбочка и стул.

Двузвездный отель. У таких гостиниц – удобств больше. Турфирмы предлагают размещение в таких отелях чаще всего на экскурсионных маршрутах, когда туристу нужны только постель и завтрак. Обстановка в номере – кровать, стол, стул, возможно, раковина. Иногда уровень двух звезд подразумевает наличие удобств в виде душа и телевизор, за пульт, от которого придется заплатить. Ограничений на вход в ночное время нет. Завтрак обычно присутствует.

Трехзвездный отель. Отели, близкие по стандартам к трехзвездной категории – оптимальный выбор для большинства постоянно путешествующих. Это самая распространенная во всем мире разновидность отелей. В номере такой гостиницы должны быть все удобства: телефон, телевизор, возможно, мини-бар. Номера бывают одноместные и двухместные как с одной большой кроватью, так и с раздельными. Есть трехместные номера для родителей с ребенком: обычно это двухместный номер с дополнительной кроватью или с раскладывающимся диваном. Сервис гостиниц различных стран мира может значительно отличаться друг от друга. Например, в Европе в отеле три звезды – меньше услуг, чем в греческих трехзвездных отелях. У них существуют определенные закономерности: обычно, чем выше комфорт и чем больше предоставляемых дополнительных услуг, тем дальше от центра располагается гостиница.

Четырехзвездный отель. Это отели с высоким уровнем сервиса, рассчитанные на людей, чьи заработки по европейским стандартам средние и выше среднего. Четырехзвездную гостиницу отличает повышенный уровень комфортности и удачное месторасположение, она может располагаться в центре города или на первой линии пляжа. Обязательно должна быть охраняемая автостоянка. У больших отелей есть свои такси и микроавтобусы. Эта категория предполагают множество дополнительных бесплатных услуг, возможность пользоваться тренажерными залами, кортами и бассейнами и различными отельными шоу, например, дискотеками. В четырехзвездном отеле номер меблирован как обычная жилая комната, со стандартной бытовой техникой. Цветной телевизор с дистанционным управлением, холодильник, мини-бар, кондиционер, охранная система, мини-сейф, обязательно телефон с выходом на межгород. В некоторых отелях предоставляют термопресс для глажения, и есть система дистанционного управления светом. В таких отелях можно заказать как стандартный одноместный или двухместный номер, так и номера с улучшенной планировкой, которая предполагает не только спальню, но и гостиную или кухню.

Пятизвездный отель – это город со всей необходимой для жизни инфраструктурой. В отелях есть несколько ресторанов (с европейской и национальной кухней), баров, ночной клуб и магазины. А также парикмахерские и прачечные, фитнес и бизнес центры, бассейны и косметические кабинеты. Номера в них бывают самые разные: от одноместных с одной кроватью до многокомнатных апартаментов. Самый скромный номер в пятизвездной гостинице – одноместный с одной двуспальной кроватью. Далее следуют двухместные, они бывают двух разновидностей: с двумя кроватями или с одной большой. Выше по рангу стоит двухместный номер, который может быть и двухэтажный, обычно со спальней или спальнями наверху. Есть двухъярусные номера, включающие в себя 2-3 спальни, пару гостиных и кабинетов и комнаты для прислуги или охраны. Это уже королевские. Для деловых людей в некоторых пятизвездных отелях есть бизнес номера – с многоканальной телефонной связью, компьютером, факсом и комнатой для переговоров. В любом номере пятизвездного отеля должен быть полный набор необходимых косметических средств в ванной, тапочки перед кроватью, мини-бар, телефон, цветной телевизор, кондиционер и другие предметы роскоши, облегчающие быт.

Типология гостиниц

Отели «люкс». Отели «люкс» – это новейший, быстро развивающийся сегмент

гостиничного хозяйства. По вместимости относятся к малым или средним предприятиям.

Обычно располагаются в центре города. Хорошо обученный персонал обеспечивает высокий

уровень сервиса самым требовательным клиентам, которыми являются участники конференций, деловых встреч, бизнесмены, высокооплачиваемые профессионалы.

Характерна высокая цена номера, включающая всевозможные виды обслуживания.

В этих гостиницах номера имеют несколько комнат: гостиную и изолированную спальню. В некоторых номерах «люкс» есть кухня с холодильником и встроенным мини-баром. В этих отелях, как правило, меньше площади о тводится под общественные залы и холлы. Такие отели также рассчитаны на людей, которые пользуются номером «люкс» как местом временного проживания и наслаждаются домашним комфортом вне дома. Семьи,

приезжающие в отпуск, находят такое место проживания на отд ыхе очень удобным.

Коммерческие отели (бизнес -отели). Современные коммерческие отели обычно

расположены в центре города или в его деловом районе – в зонах, удобных для целевых

групп. Это самая крупная группа отелей. Она обслуживает в основном бизнесменов. Но,

несмотря на это, многие туристские группы, туристы -индивидуалы, небольшие

конференц-группы находят эти отели привлекательными. К услугам гостей в этих отелях –

газеты, утренний кофе, местная телефонная связь, кабельное телевидение и др. Гости могут

воспользоваться арендованной машиной, транспортом из аэропорта, кафетерием, обеденным

залом и др. Большинство коммерческих отелей располагают конференц -залами, номерами

«люкс» и банкетными залами.

Апарт-отели. По вместимости это предприятие малых или средних размеров – до 400

мест. Апарт-отели чаще всего характерны для крупных городов с непостоянным населением

и представляют квартирный тип номеров, используемых в качестве временного проживания

на условиях самообслуживания. Цена в дан ном типе гостиниц варьируется в широких

пределах и зависит от качества и сроков размещения. Апарт -отели обслуживают

преимущественно семейных туристов и бизнесменов, а также командированных работников

на длительный срок.

Отель-курорт. Предприятия такого типа располагаются в основном в рамках курортов

и курортных местностей. Они характеризуются большими различиями по показателю

вместимости – от 100 до 3000-5000 мест. Такие отели предлагают своим постояльцам

полный пакет различных услуг. Специфика подобных отелей определяется специализацией

курорта или курортной местности; в их структуре располагаются медицинские отделения и

кабинеты, которые ориентированы на предостав ление различных медицинских и

диагностических услуг. Питание в отелях данного типа часто организуется в форме

диетических столов.

Многие гостиницы предлагают широкий спектр услуг для активной деятельности

гостей: танцы, гольф, теннис, верховая езда, походы на природу, катание на лыжах,

плавание. Отличает эти отели и особая комфортная и расслабляющая атмосфера, царящая в

них. Подобные отели рассчитаны на постоянных клиентов, приезжающих сюда на отдых из

года в год, а также на их положительные отзывы и рекомендации своим друзьям и знакомым.

Мотели. Мотель – предприятие, обслуживающее в основном гостей, прибывших на

автомобиле. Мотели предоставляют парковку для автомобилей гостей рядом с гостиницей.

Мотели могут располагаться в любом месте, но обычно их можно встретить на окраине

города или вдоль шоссе. Большинство мотелей – двухэтажные, построены в районе

основных магистралей. Для них ха рактерен средний уровень обслуживания при небольшом

количестве персонала. Вместимость мотелей чаще всего небольшая – не превышает 100-300

мест.

Частные гостиницы типа «ночлег и завтрак». Дешевый гостиничный продукт,

который организуется владельцем гостиницы, тут же и проживающим. Это могут быть

небольшие дома, где расположено несколько номеров или небольшие коммерческие здания

(от 20 до 30 номеров). Обязательный завтрак варьируется от легкого континентальн ого до

полноценного обеда. Иногда гостиницы предлагают лишь ночлег и завтрак. Все остальные

виды сервиса и рекреационные возможности отсутствуют. Этим объясняется низкая цена

проживания в подобной гостинице. Такие гостиницы популярны из -за личной привязанности

гостей к хозяину. Они располагаются в пригороде и сельской местности и имеют крайне

малую вместимость – не более 50 человек.

Отели-гарни. Данный тип отелей похож на предыдущий тип предприятий размещения.

В таких отелях предполагается весьма ограниченн ый набор услуг – размещение и

континентальный завтрак. Отели такого типа чаще всего располагаются за пределами или в

пригородах городов, вдоль крупных автомагистралей и имеют весьма различную

вместимость и предлагают дешевое обслуживание. Характер обслужив ания и расположения

таких отелей предопределяются сегментом, на обслуживание которых они рассчитаны – в

основном это транзитные пассажиры и туристы, путешествующие по Европе на автобусах (в

рамках автобусных туров).

Таймшерные отели. Другой расширяющийся с егмент гостиничной индустрии –

таймшерные отели. Индивидуалы покупают право владения частью помещения на какой -то

срок (от одной до двух недель в год). Так как помещение функционирует в основном как

отель, то путешественники, арендующие помещения, могут и не осознавать, что это в

действительности часть таймшерного отеля. Эти отели становятся особенно популярными в

курортных зонах. Владельцы часто не могут себе позволить совладение отелем в течение

всего года, поэтому являются таковыми лишь несколько недель в году. Их вместимость

составляет обычно от 50 до 250 номеров. Представляется полный набор обслуживания по

завышенным ценам.

Казино-отели. Отели, располагающие возможностями для азартных игр, выделяются в

группу казино-отелей. Хотя гостиничные номера и сервис предприятий питания могут быть

на высшем уровне, их функции вторичны по отношению к казино. В казино -отели стремятся

гости, которые намерены хорошо провести время. Часто в этих отелях можно встретить

рестораны, предлагающие особую кухню. К услугам гостей – экстравагантные шоу. Казино в

отеле работает 24 часа в сутки, 365 дней в году, что говорит о высокой степени эксплуатации

гостиничных номеров и предприятий питания. Некоторые казино -отели очень большие по

своим размерам – до 4000 номеров.

В структуре номерного фонда таких отелей преобладают многокомнатные номера с

дорогим интерьером, мини-бассейнами, джакузи, несколькими ванными комнатами и

спальнями. Особенностью обслуживания в казино -отелях является то, что блюда и напитки

предоставляются бесплатно, то есть их стоимость входит в стоимость размещения.

Стоимость номера в таких отелях может доходить до $20000 -30000 за ночь пребывания.

Выбирая отель Вы можете столкнуться со следующими сокращениями и терминами:

MB (Main Building) - основное здание отеля.

HV (Holiday Village) - отель, представляющий собой комплекс бунгало. Бывает первой и второй категории (HV1 и HV2).

BGL, BG (Bungalow) - бунгало; строение, стоящее отдельно от основного здания. Чаще всего одно- или двухэтажное.

Chale - пристройка к основному зданию.

Cabana - постройка на пляже (или около бассейна), типа бунгало, стоящая отдельно от основного здания и иногда оборудованная как спальня.

Cottage - коттедж.

Executive Floor - один или несколько этажей в отеле с более высоким уровнем обслуживания.

Типы номеров:

SGL (Single) - одноместное размещение.

DBL (Double) - двухместное размещение (такой номер может быть либо одной двуспальной кроватью, либо с двумя отдельными кроватями (double twin).

TRPL (Triple) - трехместное размещение (обычно две кровати + дополнительная раскладывающаяся кровать, либо диван).

QDPL (Quadriple) - четырехместный номер.

ExB (Extra Bed) - дополнительная кровать.

Chld (Child) - стоимость размещения ребенка до 12-ти лет; иногда CH - большой ребенок, до 12-15 лет; ch - маленький ребенок - до 6 лет, inf - infant - ребенок 0-2 лет. Обычно стоимость указывается для ребенка в номере с двумя взрослыми DC (DBL+Chld), но также может быть SC (SGL+Chld), DBL+2Chld - два взрослых и два ребёнка и SGL+2Chld - один взрослый и два ребенка.

ВО (Bed Only) - размещение без питания.

ROH (run of the house) - размещение на усмотрение отеля.

Классификация гостиничных номеров:

STD (Standart) - стандартная комната;

BDR, BDRM (Bedroom) - номер со спальней;

Superior - комната большего размера, чем стандартная;

Corner room - угловая комната;

Studio - студия, однокомнатный номер больше стандартного c встроенной кухней;

Family Room - семейная комната, размером больше стандартной;

Family studio - номер для семьи с двумя смежными комнатами;

Extra Bed - дополнительная кровать;

Suite - номер (больше чем стандартный) с гостиной и спальней, с мебелью и оборудованием высокого качества;

Suite mini - номер улучшенной категории;

Junior suite - двухместный однокомнатный номер большого размера и улучшенной планировки;

De luxe - такой же номер, но с более дорогой обстановкой;

Executive suite, suite senior - номер повышенной комфортности, состоящий из двух и более комнат;

Business - большой номер с оргтехникой (компьютером, факсом), пригодный для работы;

Honeymoon Room - номер для молодоженов;

Connected Rooms - совмещенные номера, имеющие дверь-проход из одного в другой;

Duplex - двухэтажный номер;

Apartment - номера, приближенные к виду современных квартир, имеющие места для приготовления еды; двух и более комнатная квартира;

President - самые роскошные номера гостиницы, несколько спален, кабинет, два- три туалета;

Balcony - номер с балконом,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: