Задание на выпускную квалификационную работу

Источники права социального обеспечения и их роль в реализации социальных прав человека

Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

 

Выпускную квалификационную работу выполнил:

студент группы Ю-375

дневного отделения                      Галкина Виктория Александровна

проверил руководитель:                Филиппова Эльвира Маисовна

 

 

Дата защиты: 15.06.2020

Оценка______________________

 

Челябинск

2020


«Согласовано»                                                                               «Утверждаю»

Представитель работодателя                                                   Зав. отделением

_________________________                                _______________________

«_____»_____________2020г.                          «_____»_____________2020г.

 


Задание на выпускную квалификационную работу

Студенту 3 курса Ю-375 группы, специальности 40.02.01
«Право и организация социального обеспечения»

Галкиной В.А

«Источники права социального обеспечения и их роль в реализации социальных прав человека»

Исходные данные:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред от 22.04.2020г.)// Рос.газ. — 2009.________________________________________

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"// Российская газета — Федеральный выпуск 0—2001— ст.4576

3. Федеральный закон от 24.07.2018 №165-ФЗ (ред от 03.08.2018) "Об основах обязательного социального страхования"// СЗ РФ, 2018 — N 38_— ст.4736.__

Глава 1. Источники права социального обеспечения и их роль в развитии социального обеспечения ____________________________________________

Глава 2. Реализация источников ПСО в системе социального обеспечения ___

Глава 3. Отчет по производственной (преддипломной) практике ___________

Фамилия и должность руководителя практики ВКР

Дата выдачи задания ВКР «27» декабря 2019 г.

Срок окончания ВКР «8» июня 2020 г.

Рассмотрено на заседании ЦМК

Руководитель ВКР Филиппова Э.М.

Председатель ЦМК Шевлякова Д.В.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ……………..............7

1.1 Теоретический подход к определению источников права социального обеспечения ………………………………………………………………….........7

1.2 Общая характеристика нормативных актов в системе социального обеспечения............................................................................................................15

ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ...............30

2.1 Источники права социального обеспечения в реализации права на социальное обеспечение, связанное с рождением детей...................................30

2.2 Источники права социального обеспечения в реализации права на социальное обеспечение (на примере у ПФРФ Советского района г. Челябинска)…………………………....................................................................45

ГЛАВА 3 ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКЕ………………………………………………………………………55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….........................................................................................56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………………………………60

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная курсовая работа посвящена теме: «Источники права социального обеспечения».

Источники права - одна из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке, которая была и остается предметом самого пристального внимания ученых, как в общей теории права, так и в отраслевых научных дисциплинах. Изучение любой отрасли права, как правило, начинается с рассмотрения предмета, метода правового регулирования и источников права данной отрасли. В то же время специальная монографическая литература по вопросам, касающимся источников права, не очень обширна, хотя многое в теории источников права уже решено раз и навсегда и представляет собой аксиому юриспруденции, однако многое требует еще разработки с новых позиций, модификации, пересмотра. Научных исследований, специально посвященных источникам права социального обеспечения, которые отражали бы современное состояние данной отрасли, вообще не проводилось.

С началом социальных реформ в России и формированием концепции современного права в юридической науке заметно возрос интерес к общим проблемам, связанным с источниками права, но особенно обострилась потребность в детальном, глубоком их изучении в праве социального обеспечения.

Актуальность выбора темы работы объясняется тем, что в период развития демократического правового социального государства возрастает роль права социального обеспечения, которое определяет порядок и условия обеспечения граждан, требующих защиты от возрастающих социальных и экономических рисков, усиливается непосредственная связь норм права с их практическим применением соответствующими органами. В связи с этим остро встает потребность в изучении путем сравнительного анализа источников права социального обеспечения зарубежных стран, обобщение их законотворческого опыта, выявление основных тенденций развития этой отрасли законодательства и изучение возможности заимствования определенных норм и институтов и внедрение их в законодательство РФ. Актуальность исследования во многом предопределена и особой социальной значимостью правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения, которое является одной из важнейших гарантий основного права человека - права на жизнь. Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются людьми не как некая абстракция, изначальная запрограммированность человеческого бытия и не в виде набора духовных ценностей, системы обычаев и традиций, а посредством соответствующим образом оформленных источников права. За источниками права стоит государство, обеспечивающее их реализацию своими возможностями и в первую очередь своей принудительной силой. «Можно по-разному понимать и трактовать право, придерживаться узко-нормативного или более широкого подхода к праву включая в его определение в качестве исходных начал идеи свободы, справедливости, гуманизма, но «на выходе» всегда человек соприкасается с тем или иным источником права».

Степень изученности данного вопроса является достаточно высокой, свои работы проблемам исследования зарубежных и отечественных источников права социального обеспечения посвящали такие ученые как: Кобзева И.С., Бугров Л.Ю., Васильева Ю.В., Шахаев М.В., Мачульская Е.Е. и др. Анализ российского законодательства РФ показывает, что после распада СССР в России начался активный правотворческий процесс: был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на возрождение социального страхования, государственной социальной помощи малоимущим, реорганизацию системы социального обеспечения. Была развернута широкомасштабная пенсионная реформа, административная реформа по разграничению полномочий государственных органов в сфере социального обеспечения и многое другое.

Необходимость исследования источников права социального обеспечения объективно обусловлена также утверждением принципов правового, социального государства, обеспечением прав и свобод человека и гражданина, что на практике часто весьма проблематично. Для того чтобы сделать источники права совершенными и эффективными, необходимо добиться серьезных позитивных сдвигов как в правотворчестве, так и в правоприменении. В первую очередь речь идет о проблемах целостности и единства правового пространства России, правильного понимания соотношения источников права федерального уровня и субъектов Российской Федерации, системности развития источников права, их кодификации, применения объективных критериев дифференциации в правовом регулировании материальных отношений. В праве социального обеспечения прослеживается тенденция увеличения количества, многообразия источников, появления новых видов, таких как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, модельные законы, соглашения СНГ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, местного самоуправления, социально-партнерские соглашения, локальные акты. Ведется дискуссия о признании судебного прецедента источником права. Кроме того, происходит изменение предмета права социального обеспечения за счет расширения регулируемых им общественных отношений в связи с модификацией самих видов социального обеспечения (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг); усложняется само регулирование социально-обеспечительных отношений, которые приобретают новые свойства и признаки, развиваются во все более изменяющихся взаимосвязях с другими пограничными отношениями.

Целью написания данной работы является изучение международных и российских источников права социального обеспечения, рассмотрение влияния на реализацию права на социальное обеспечение. Исходя из цели исследования, перед нами стоят следующие задачи:

- дать определение понятию источников права и охарактеризовать их;

  -исследовать права человека на социальное обеспечение в международных источниках;

- определить тенденции и перспективы развития российских источников права социального обеспечения.

- рассмотреть международно-правовые акты: нормативные правовые акты ОНН, ЕС и СНГ, двухсторонние международные договоры как источники права социального обеспечения;

- изучить Конституцию и Федеральные Законы, подзаконные и локальные нормативно-правовые акты РФ и определить их роль в системе источников права социального обеспечения;

   Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме; изучение законодательных актов, нормативно-правовой документации, методы сравнительного анализа, классификации, объяснительны

Предметом написания данной работы является международное и отечественное законодательство в сфере права социального обеспечения, а объектом – важнейшие источника права социального обеспечения в России и мире.

Структуру работы составляют введение, основная часть и заключение:

1. Во введении раскрываются актуальность темы работы. её цель и задачи, предмет и объект исследования, степень разработки ученых.

2. В первой главе основной части содержится сущность и характеристика источников, а во второй раскрывается их роль в реализации социальных прав человека.

3. В заключении подводятся итоги по результатам выполнения работы и оценка полноты решения задач и достижения цели работы, оценивается эффективность путей решения проблем.

ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

1.1 Теоретический подход к определению источников права социального обеспечения

    Термин «источник права» обычно имеет два значения.

Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой закрепляющей в праве волю и интересы народа,реальной силой,создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное.

Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу как внешнюю форму выражения правовых предписаний, как «резервуара, в котором пребывают правовые нормы», как «оболочки бытия правовой нормы». В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.[1]

В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.
    Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативно-правовыми актами.
    Итак, источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.[2]

Марченко М.Н[3] рассматривает правотворчество как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.

Правотворчество является источником права в материальном смысле.

Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Смирнова М.О[4] считает, что нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются людьми не как некая абстракция, изначальная запрограммированность человеческого бытия и не в виде набора духовных ценностей, системы обычаев и традиций, а посредством соответствующим образом оформленных источников права. За источниками права стоит государство, обеспечивающее их реализацию своими возможностями и в первую очередь своей принудительной силой. [5]

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:[6]

1.По форме.Одним из объективных свойств права как социального регулятора являет­ся формальнаяопределенность, то есть определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содер­жаться в тех или иных формах, которые являются способом их существова­ния, формами жизни. Без этого нормы права нельзя признать наличными, су­ществующими, не говоря уже о том, что они без внешнего объективирования не смогут выполнять свои задачи по регулированию поведения.

· правовой обычай (о бычай, санкционированный государст­вом. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обре­тает возможность государственно-принудительной реализации: если не срабо­тает сила привычки, к делу подключится государство).

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

1.  путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

2. использованием обычая в качестве нормативной основы судебного реше­ния.

Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте норма­тивно-правового акта или положена в основу судебного прецедента, то качест­ва самостоятельного источника права (правового обычая) обычай не обретает: норма обычая существует уже в форме нормативного юридического акта или судебного прецедента.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: