1. Происхождение.
2. Юность писателя.
3. Каторга и ссылка.
4. После ссылки.
5. Политические взгляды.
6. Творчество Достоевского.
Задание 43. Замысел написания романа «Преступление и наказание» относится, вероятно, ко времени пребывания Ф.М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь - роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля... Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения... Исповедь окончательно утвердит мое имя».
Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это - психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.... В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».
|
|
Прочитайте и проанализируйте эпизод убийства старухи из 7 главы 1 части романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по предложенному плану. Письменно ответьте на воприсы:
1. Убедительны ли его идеи Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»?
2. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
3. Когда (в какой момент) развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова? (сразу же в момент убийства)
4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
& Для справки:
План анализа эпизода произведения
1. Дать название эпизоду
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они? Каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания
5. Проанализировать композицию эпизода
6. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
7. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
8. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
9. Определить, если это возможно, роль эпизода в произведении.