План анализа лирического произведения

Вступление

Биографическое: рассказать об истории создания стихотворения, определить особенности творчества поэта

Тематическое: определить особенности звучания данной темы в лирике поэта

Лирическое: поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов

Основная часть

1. Восприятие. Опишите собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.

2. Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.

2.1. Тема стихотворения (пейзаж; общественно-политическая; любовная; философская о назначении поэта, о родине и др.)

2.2. Жанр (ода, послание, исповедь, размышление, элегия и др.)

2.3. Композиция: на какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются?

2.4. Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:

  • Тропы (эпитет; сравнение; гипербола; литота; олицетворение; метафора)
  • Стилистические фигуры (повторы; риторический вопрос; антитеза; градация; инверсия). Для какой цели используются именно эти стилистические фигуры?
  • Поэтическая фонетика (аллитерация; ассонанс; анафора; эпифора) Какой эффект достигается благодаря этим фонетическим средствам?

2.5. Обратите внимание на лексику. Каковы ее особенности? (устаревшая, высокая, сниженная, разговорная, неологизмы). Почему была выбрана именно такая лексика?

2.6. Обратите внимание на особенности пунктуации. Каковы они?

2.7. Охарактеризуйте состояние лирического героя. Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?

2.8.Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.

Заключение

Оценка: Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Каково ваше отношение к стихотворению? Какие мысли оно вызвало у вас?

 

 

САЛТЫКО́В-ЩЕДРИ́Н Михаи́л Евгра́фович (1826 ‑ 1889) ‑ русский писатель-сатирик, Рязанский и Тверской вице-губернатор. Салтыков создал галерею типажей, воплощающих нравственное уродство и моральный надлом в России эпохи «великих реформ» и последовавших за ними «заморозков».

 

Задание 39. Творчество великого русского сатирика Михаил Евграфовича Салтыкова-Щедрина – явление знаменательное, порожденное особыми историческими условиями в России 50-60 годов XIX века. Писатель, революционный демократ, Щедрин – яркий представитель социологического течения в русском реализме и вместе с тем глубокий психолог, по характеру своего творческого метода отличный от современных ему великих писателей-психологов.

Подготовьтесь к семинарам [3] «Художественный мир писателя» и «”История одного города” как сатирическое произведение» по следующим вопросам:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: