Б. Найдите в предложенных стихотворениях символы (не менее 10), объясните их смысл

Литература

(ЧАСТЬ 2)

Учебно-методическое пособие

Для студентов

Пермь 2020


Составитель: О.Н. Горохова.

 

 

Одобрено Цикловой комиссией «________________»

Протокол № _________________

 

 

Литература: учебно-методическое пособие для студентов в 2-х ч. Ч. 2 / Автор-составитель О. Н. Горохова. – Пермь: ЧПОУ «Финансово-экономический колледж», 2020. – 112 с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей ЧПОУ «Финансово-экономический колледж», изучающих дисциплину «Литература».

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой курса и требованиями ФГОС СПО.

Пособие включает практические задания и тексты художественных произведений (в ключевых фрагментах или в полном объеме), входящие в программу по литературе, а также справочные материалы по теории и истории литературы, критерии оценивания студенческих работ и др.

 

© О. Н. Горохова, 2020

© ЧПОУ «Финансово-экономический колледж», 2020


 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Символизм ……………………………………………………………………… 4
Блок Александр Александрович ……………………………………………….. 6
Гумилёв Николай Степанович ………………………………………………… 13
Ахматова Анна Андреевна …………………………………………………….. 15
Футуризм ……………………………………………………………………….. 21
Маяковский Владимир Владимирович ……………………………………….. 24
Есенин Сергей Александрович ………………………………………………… 27
Горький Максим ……………………………………………………………….. 35
Цветаева Марина Ивановна ……………………………………………………. 41
Мандельштам Осип Эмильевич ……………………………………………….. 44
Платонов Андрей Платонович …………………………………………………. 45
Замятин Евгений Иванович ……………………………………………………. 49
Зощенко Михаил Михайлович ………………………………………………… 50
Булгаков Михаил Афанасьевич ……………………………………………….. 51
Шолохов Михаил Александрович ……………………………………………. 55
Литература русского зарубежья ……………………………………………….. 56
Пастернак Борис Леонидович …………………………………………………. 60
Литература о ВОВ ……………………………………………………………… 70
Твардовский Александр Трифонович ………………………………………… 82
Литература 50 ‑ 80-х годов ХХ века ………………………………………….. 87
Солженицын Александр Исаевич …………………………………………….. 89
Шукшин Василий Макарович …………………………………………………. 90
Русская литература последних лет …………………………………………….. 95
Критерии оценивания …………………………………………………………. 106
Справочные материалы ………………………………………………….……. 109


СИМВОЛИЗМ

 

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924) ‑ русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.   МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1865-1941) ‑ выдающийся русский прозаик, философ, поэт, литературный критик, драматург.

ЮНОМУ ПОЭТУ

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее ‑ область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

 

ДЕТИ НОЧИ

Устремляя наши очи

На бледнеющий восток,

Дети скорби, дети ночи,

Ждем, придет ли наш пророк.

Мы неведомое чуем,

И, с надеждою в сердцах,

Умирая, мы тоскуем

О несозданных мирах.

Дерзновенны наши речи,

Но на смерть осуждены

Слишком ранние предтечи

Слишком медленной весны.

Погребенных воскресенье

И среди глубокой тьмы

Петуха ночное пенье,

Холод утра ‑ это мы.

Мы ‑ над бездною ступени,

Дети мрака, солнце ждем:

Свет увидим ‑ и, как тени,

Мы в лучах его умрем.

 

Задание 1. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение.

По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи – в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

А. Прочитайте различные толкования слова «символ». На основе этих толкований создайте свое определения термина символ.

  • Символ есть многозначный, предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. (А. Квятковский, Поэтический словарь, М., 1966, стр. 263)
  • Символ есть отражение, или, точнее говоря, функция действительности, сигнификативно данная как индивидуально-общий и чувственно-смысловой закон (или модель) с возможным разложением этой исходной функции в бесконечный ряд членов, из которых каждый, ввиду своей закономерной связи с другими членами ряда и с исходной функцией, является как эквивалентным всякому другому члену ряда и самой функции, так и амбивалентным по самой своей природе. (Философская энциклопедия, т. 5, М., 1970, стр. 10-11)
  • Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность к.-л. явления с определенной точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и др. В основе своей символ имеет всегда переносное значение. (Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители (278) Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев, М., 1974» стр. 348)

 

Б. Найдите в предложенных стихотворениях символы (не менее 10), объясните их смысл.

Зинаида Гиппиус Валерий Брюсов
ИДИ ЗА МНОЙ Полуувядших лилий аромат Мои мечтанья легкие туманит. Мне лилии о смерти говорят, О времени, когда меня не станет.   Мир ‑ успокоенной душе моей. Ничто ее не радует, не ранит. Не забывай моих последних дней, Пойми меня, когда меня не станет.   Я знаю, друг, дорога не длинна, И скоро тело бедное устанет. Но ведаю: любовь, как смерть, сильна. Люби меня, когда меня не станет.   Мне чудится таинственный обет... И, ведаю, он сердца не обманет, ‑ Забвения тебе в разлуке нет! Иди за мной, когда меня не станет. ЖЕНЩИНЕ Ты ‑ женщина, ты ‑ книга между книг, Ты ‑ свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.   Ты ‑ женщина, ты ‑ ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.   Ты ‑ женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты ‑ в наших безднах образ божества!   Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся ‑ от века ‑ на тебя!
Федор Сологуб Иннокентий Аненский
*** Грустная светит луна, Плещется тихо волна, И над рекою туман. Тяжко задумался лес. Хочется сердцу чудес, Грезится милый обман.   Чутко иду над рекой, ‑ Шатки мостки подо мной. Вижу я мелкое дно, Тень утонула в реке, Город за мной вдалеке, Возле ‑ молчанье одно. ДВЕ ЛЮБВИ Есть любовь, похожая на дым; Если тесно ей ‑ она одурманит, Дать ей волю ‑ и ее не станет... Быть как дым,‑ но вечно молодым.   Есть любовь, похожая на тень: Днем у ног лежит ‑ тебе внимает, Ночью так неслышно обнимает... Быть как тень, но вместе ночь и день...

Задание 2. Прочитайте стихотворение В.Я. Брюсова «Первый снег», письменно ответьте на вопросы:

1. Определите тему первой строфы.

2. Как меняется тема во второй строфе?

3. В какой строфе достигается кульминация?

4. Определите тип композиции, для этого обратите внимание на первое и последнее слово в стихотворении.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Серебро, огни и блестки –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым,

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

Всемогущего игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

1895

 

БЛОК Александр Александрович(1880-1921) – русский поэт, классик русской литературы ХХ столетия, один из самых выдающихся представителей русского символизма.

 


***

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая ‑ Ты.

***

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо ‑

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

 

Весь горизонт в огне ‑ и ясен нестерпимо,

И молча жду, ‑ тоскуя и любя.

 

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

 

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

 

О, как паду ‑ и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

 

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

***

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

 

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

 

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

 

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

 

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

 

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

 


РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые ‑

Как слезы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, ‑

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одной заботой боле ‑

Одной слезой река шумней,

А ты все та же ‑ лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

***

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,

Семь ‑ осенить себя крестом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне...

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

 

НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон...

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною...

Скользнул - и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая...

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Да что ‑ давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов...

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей ‑ довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена ‑ все больно.

 

***

Пустая улица. Один огонь в окне.

Еврей-аптекарь охает во сне.

А перед шкапом с надписью Venena,

Хозяйственно согнув скрипучие колена,

Скелет, до глаз закутанный плащом,

Чего-то ищет, скалясь черным ртом...

Нашел... Но ненароком чем-то звякнул,

И череп повернул... Аптекарь крякнул,

Привстал ‑ и на другой свалился бок...

А гость меж тем - заветный пузырек

Сует из-под плаща двум женщинам безносым

На улице, под фонарем белесым.

ФАБРИКА

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам – по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

 

И глухо заперты ворота,

А на стене – а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

 

Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

 

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в желтых окнах засмеются,

Что этих нищих привели.

 

В РЕСТОРАНЕ

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре – фонари.

 

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как нёбо, аи.

 

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблён».

 

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступлённо запели смычки...

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой легка...

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

 

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: «Лови!..»

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

 

Задание 3. Прочитайте стихотворение А. Блока «Незнакомка», письменно ответьте на вопросы:

1. Опишите место действия событий.

2. Выявите черты лирического героя.

3. Выявите черты Незнакомки.

4. Найдите в тексте и объясните их смысл: метафоры, олицетворения, сравнение, эпитеты, анафору, звукопись, приём монтажа.

5. Сравните стихотворение «Незнакомка» и стихотворение «В ресторане»: в чем сходства и различия в месте действия, времени, сюжете, образах героев?

 

НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

 

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

 

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

 

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

 

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

 

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

 

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

 

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

 

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

 

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

 

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

 

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.


 

Задание 4. Прочитайте стихотворение А. Блока «Мне страшно с Тобой встречаться…», письменно ответьте на вопросы:

1. Какой поэтический прием создает ощущение острого драматизма?

2. Какой мотив становится здесь основным?

3. Какие образы (звуковые и цветовые) создают атмосферу стихотворения?

4. Как вы понимаете финальные строки?

 


***

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Я стал всему удивляться,

На всем уловил печать.

 

По улице ходят тени,

Не пойму – живут, или спят.

Прильнув к церковной ступени,

Боюсь оглянуться назад.

 

Кладут мне на плечи руки,

Но я не помню имен.

В ушах раздаются звуки

Недавних больших похорон.

 

А хмурое небо низко –

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты – там.

1902


Задание 5. Послушайте (прочитайте) поэму А. Блока «Двенадцать», письменно ответьте на вопросы:

1. Какие цвета преобладают в поэме Блока? Одинакова ли их интенсивность от начала к концу поэмы?

2. Какие образы-символы встречаются в поэме А. Блока «Двенадцать». Объясните их значение.

3. Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев? Почему в патруле 12 красноармейцев? Как Блок характеризует их? Как изменяется их образ в поэме?

4. Помогают ли образы Катьки и Ваньки узнать ещё что-нибудь о красногвардейцах? Какое событие следует считать кульминацией поэмы?

5. Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки? Что породила свобода, данная революцией?

6. Каково, на ваш взгляд, значение образа Христа в поэме?

7. Подтвердите цитатами из текста, что ритм поэмы вбирает в себя:

– и разговорный свободный стих;

– и фольклорный ритм частушки;

– и пафос революционного лозунга;

– и уличный язык голытьбы;

– и припев революционной песни;

– и ритм державного шага.

 






ДВЕНАДЦАТЬ

1

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате – плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

Старушка убивается – плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят,

А всякий – раздет, разут...

Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.

– Ох, Матушка-Заступница!

– Ох, большевики загонят в гроб!

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А это кто? – Длинные волосы

И говорит вполголоса:

– Предатели!

– Погибла Россия!

Должно быть, писатель –

Вития...

А вон и долгополый –

Сторонкой – за сугроб...

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

– Ужь мы плакали, плакали...

Поскользнулась

И – бац – растянулась!

Ай, ай!

Тяни, подымай!

Ветер веселый

И зол, и рад.

Крутит подолы,

Прохожих косит,

Рвет, мнет и носит

Большой плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию»...

И слова доносит:

... И у нас было собрание...

... Вот в этом здании...

... Обсудили –

Постановили:

На время – десять, на ночь – двадцать пять...

... И меньше – ни с кого не брать...

... Пойдем спать...

Поздний вечер.

Пустеет улица.

Один бродяга

Сутулится,

Да свищет ветер...

Эй, бедняга!

Подходи –

Поцелуемся...

Хлеба!

Что впереди?

Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Товарищ! Гляди

В оба!

 

2

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом – огни, огни, огни...

В зубах – цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищи, холодно!

– А Ванька с Катькой – в кабаке...

– У ей керенки есть в чулке!

– Ванюшка сам теперь богат...

– Был Ванька наш, а стал солдат!

– Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,

Мою, попробуй, поцелуй!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Катька с Ванькой занята –

Чем, чем занята?..

Тра-та-та!

Кругом – огни, огни, огни...

Оплечь – ружейные ремни...

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь –

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

 

3

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить –

В красной гвардии служить –

Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,

Сладкое житье!

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

 

4

Снег крутит, лихач кричит,

Ванька с Катькою летит –

Елекстрический фонарик

На оглобельках...

Ах, ах, пади!..

Он в шинелишке солдатской

С физиономией дурацкой

Крутит, крутит черный ус,

Да покручивает,

Да пошучивает...

Вот так Ванька – он плечист!

Вот так Ванька – он речист!

Катьку-дуру обнимает,

Заговаривает...

Запрокинулась лицом,

Зубки блещут жемчугом...

Ах ты, Катя, моя Катя,

Толстоморденькая...

 

5

У тебя на шее, Катя,

Шрам не зажил от ножа.

У тебя под грудью, Катя,

Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!

Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила –

Походи-ка, походи!

С офицерами блудила –

Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!

Сердце екнуло в груди!

Помнишь, Катя, офицера –

Не ушел он от ножа...

Аль не вспомнила, холера?

Али память не свежа?

Эх, эх, освежи,

Спать с собою положи!

Гетры серые носила,

Шоколад Миньон жрала,

С юнкерьем гулять ходила –

С солдатьем теперь пошла?

Эх, эх, согреши!

Будет легче для души!

 

6

... Опять навстречу несется вскачь.

Летит, вопит, орет лихач...

Стой, стой! Андрюха, помогай!

Петруха, сзаду забегай!..

Трах, тарарах-тах-тах-тах-тах!

Вскрутился к небу снежный прах!..

Лихач – и с Ванькой – наутек...

Еще разок! Взводи курок!..

Трах-тарарах! Ты будешь знать,

 

....................................................

Как с девочкой чужой гулять!..

Утек, подлец! Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой!

А Катька где? – Мертва, мертва!

Простреленная голова!

Что Катька, рада? – Ни гу-гу...

Лежи ты, падаль, на снегу!

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

 

7

И опять идут двенадцать,

За плечами – ружьеца.

Лишь у бедного убийцы

Не видать совсем лица...

Все быстрее и быстрее

Уторапливает шаг.

Замотал платок на шее –

Не оправиться никак...

– Что, товарищ, ты не весел?

– Что, дружок, оторопел?

– Что, Петруха, нос повесил,

Или Катьку пожалел?

– Ох, товарищи, родные,

Эту девку я любил...

Ночки черные, хмельные

С этой девкой проводил...

– Из-за удали бедовой

В огневых ее очах,

Из-за родинки пунцовой

Возле правого плеча,

Загубил я, бестолковый,

Загубил я сгоряча... ах!

– Ишь, стервец, завел шарманку,

Что ты, Петька, баба что ль?

– Верно, душу наизнанку

Вздумал вывернуть? Изволь!

– Поддержи свою осанку!

– Над собой держи контроль!

– Не такое нынче время,

Чтобы няньчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет

Торопливые шаги...

Он головку вскидавает,

Он опять повеселел...

Эх, Эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

 

8

Ох ты, горе-горькое!

Скука скучная,

Смертная!

Ужь я времячко

Проведу, проведу...

Ужь я темячко

Почешу, почешу...

Ужь я семячки

Полущу, полущу...

Ужь я ножичком

Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку

За зазнобушку,

Чернобровушку...

Упокой, Господи, душу рабы Твоея...

Скучно!

 

9

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового –

Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

 

10

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга́, ой, вьюга́!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся...

– Ох, пурга какая, Спасе!

– Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Бессознательный ты, право,

Рассуди, подумай здраво –

Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

– Шаг держи революцьонный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

 

11

... И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные

На незримого врага...

В переулочки глухие,

Где одна пылит пурга...

Да в сугробы пуховые –

Не утянешь сапога...

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот – проснется

Лютый враг...

И вьюга́ пылит им в очи

Дни и ночи

Напролет...

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

 

12

... Вдаль идут державным шагом...

– Кто еще там? Выходи!

Это – ветер с красным флагом

Разыгрался впереди...

Впереди – сугроб холодный,

– Кто в сугробе – выходи!..

Только нищий пес голодный

Ковыляет позади...

– Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались – поколочу!

... Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный...

– Эй, откликнись, кто идет?

– Кто там машет красным флагом?

– Приглядись-ка, эка тьма!

– Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

– Все равно, тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

– Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах! – И только эхо

Откликается в домах...

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах...

Трах-тах-тах!

Трах-тах-тах...

... Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.


 

Задание 6. Поэма «Двенадцать» написана Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции и всего через два месяца после Октябрьской революции. Поэма была создана за 20 дней (8-28 января 1918), по собственному признанию поэта, написана «в порыве вдохновения, гармонически цельно, в согласии со стихией». Закончив поэму, Блок оставляет запись в своём дневнике: «Сегодня я – гений». Появление поэмы вызвало бурю толкований и оценок: одни восприняли ее как воспевание революции, другие сочли пародией на большевиков.

Прочитайте высказывания современников о поэме А.А. Блока «Двенадцать», в 4-5 предложениях опишите ваши читательские впечатления от этого произведения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: