Пояснительная записка
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. И одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами:
- Во-первых, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
- Во-вторых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
- В-третьих, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача. В-четвёртых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Цель: Формирование необходимых знаний, умений и навыков у обучающихся по сохранению здоровья и возможность использования полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
· воспитывать интерес к научным фактам;
· сформировать понятие о здоровом образе жизни;
· мотивировать у обучающихся понимание значимости полученной информации и ее передачи, например своей семье;
· разработать информационный буклет о правилах здорового образа жизни.
Классный час разработан для параллели пятиклашек. Проведение данного мероприятия обозначено в плане воспитательной работы в рамках недели «Здорового образа жизни юных Волгоградцев».
Тип занятия: интегрированное
Вид занятия: беседа
Методы и приемы: рассказ, обсуждение, коллективно-творческая деятельность
Ожидаемые результаты:
метапредметные:
1. Оптимизация межличностного общения учащихся.
2. Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме.
предметные:
1. Ознакомление школьников с элементами психологического анализа ситуации, поведения человека в ней.
2. Повышение интереса подростков к научной литературе.
3. Получение новых знаний и умений по работе с информационным листом.
личностные:
1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему.
2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.
3. Развитие у подростков навыков саморефлексии и адекватной самооценки.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, схема на доске с ключевыми понятиями.
Методические рекомендации: организовать круглый стол с учащимися; заранее информировать о выбранной теме классного часа, подготовить стихи посвященные здоровью, поговорки, афоризмы и т.д:
Также к каждому пункту классного часа есть краткое описание действия учителя и учащихся.
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность.
Сегодня наш классный час посвящен здоровью человека, вы не просто зрители, а активные участники обсуждения темы. Наша с вами задача сегодня по итогам обсуждения вывести общую формулу здоровья.
- Вы любите жизнь? Что за вопрос?
Жизнь - это богатство, данное изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.
- Давайте уточним, что же такое здоровье.
Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического, социального благополучия.
- Пожалуйста, поднимите руки, кто никогда не болел? А кто болел 1 раз? А кто болел 2 раза?
Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровым!
Экскурс в науку
(Короткий рассказ учителя, используя интернет ресурс, презентацию «Здоровье Нации»)
Ученые считают, что человек должен жить 150-200 лет (так древние греки считали, что умереть в 70 лет, значит умереть в колыбели).
Сегодня медики утверждают, что наше здоровье зависит от нашего образа жизни: наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
(Выступают обучающиеся)
1. Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять -
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
2. Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Вольтер)
3. Здоровье - это главное жизненное благо. (Януш Корчак)
4. Ум подобен здоровью: тот, кто им обладает, его не замечает. (Гельвеций)
5. Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Джон Леббок)
6. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. (Гиппократ)
7. Без здоровья невозможно и счастье. (В.Г. Белинский)
Учитель: Многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы. Чтобы научиться беречь время, нужно правильно организовать свой режим дня.
Интересные факты
(Рассказ учителя и дополнение обучающихся по теме: «Распорядок дня»)
В суточном бюджете времени выделяют следующие основные компоненты:
· учебные занятия в школе и дома;
· сон, отдых;
· внешкольные занятия: музыка, чтение художественной литературы, занятия иностранным языком и др.;
· самообслуживание - выполнение правил личной гигиены;
· прием пищи;
· пребывание на свежем воздухе;
· занятия физкультурой и спортом.
Главные правила - разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание - должны соблюдаться во всех случаях.
(Выступают обучающиеся)
Стихотворение С. Островского «Будьте здоровы»
Ты с красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад.
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад.
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь.
И рано спать ложишься,
И с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь,
Резвишься на катке,
А летом - загорелый,
Купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом.
Ты вырастешь здоровым,
Ты будешь силачом.
Учитель: Итак, физическая нагрузка необходима для организма. Но упражнения приносят большую пользу в том случае, если они выполняются постоянно, систематически: по 1 часу в день 7 раз в неделю.
Интересные факты
Зарядка должна стать для вас ежедневной привычкой! Некоторые идут дальше и по утрам обливаются холодной водой, что очень полезно человеку. Нужно обязательно закаляться.
Признаком здоровья считается хороший аппетит, однако с детства не следует приучаться к обжорству. Древнегреческий философ Сократ, дал человечеству хороший совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Питание должно быть разнообразным. Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными целебными травами. Ягоды, фрукты, овощи - основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. В рационе должно быть ограничено количество соли, сахара, животных жиров.
Забота о здоровье – это еще и умение правильно рассчитывать свои силы и возможности. Спать необходимо не менее 7 часов в сутки.
Учитель: Здоровье человека - это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. И что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.
- Знаете ли вы, какие болезни сейчас самые распространенные?
В наше с вами время очень популярны всевозможные гаджеты (компьютер, планшет, телефон). Чрезмерное занятие с ними вредит вашему здоровью. Все электронные приборы излучают вредную радиацию и кроме того, неблагоприятно влияют на зрение.
- Так что ими нельзя пользоваться?
- Пользоваться, конечно, можно. Но нужно знать как. Полчаса работы на компьютере, а потом обязательно перерыв не менее получаса. Работайте за компьютером в специальных очках, которые будут защищать ваши глаза. Не смотрите телевизор более 2 часов в день.
Прислушайся!!!
(Выступают обучающиеся)