Тема 2. Неокейнсианство. «Неоклассический синтез»

УДК 330

 

Методические указания по выполнению эссе по дисциплине                «Современные экономические теории» для студентов направления 38.04.01 – Экономика всех форм обучения/ / Сост. А.Ф.Белинский,  Т.Д. Литвинова, А.Г.Баранов, А.А. Митус, Е.В.Баранова – Севастополь: Изд-во СевГУ, 2018. – 32 с.

 

 

Целью методических указаний является оказание студентам направления 38.04.01 – Экономика всех форм обучения методической помощи в написании эссе. Рекомендуется для использования преподавателями и студентами экономических специальностей.

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономической теории» протокол № __ от «___» ________ 2018 г.

 

Допущено учебно-методическим центром СГУ в качестве методических указаний.

 

Рецензент: Кулинич И.Н., к.э.н., доцент

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение...………………………………………..………………...….…………. 4
1. Учебная программа…………………………...………………………...…….. 6
2. Требования к реферату…………….……………..……………………..…….. 8
3. Варианты ……………………………………..…………………………...….. 11
4. Тестовые задания…………………………………………………….………… 15
5. Критерии оценки реферата………………………………………….………… 25
6. Вопросы к промежуточной аттестации.......…………………….……...….…. 26
Библиографический список….……………………………………………….…. 28
Интернет издания и библиотеки……………………………..……………….… 31
   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Современные экономические теории» изучается студентами направления 38.04.01 – Экономика в первом и втором семестрах на первом курсе.

Цель преподавания дисциплины «Современные экономические теории» - ознакомить студентов с ключевыми концепциями современной экономической науки во взаимосвязи с развитием других наук и эволюцией общественных институтов.

Содействовать получению магистрантами общего представления об основных этапах и особенностях систематизации современных экономических идей и воззрений. Выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов современности, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.

Задачи дисциплины:

· исследовать основные экономические проблемы современности;

· познакомить студентов-магистрантов с основными этапами и направлениями развития современной экономической мысли;

· показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической теории;

· содействовать осмыслению студентами-магистрантами вклада крупнейших экономистов современных школ в познание экономической реальности;

· показать и объяснить преемственность отдельных экономических школ и направлений;

· представить критику отдельных теорий со стороны других школ и направлений;

· научить ориентироваться в сложных процессах современной экономической жизни.

В представленных методических указаниях весь материал курса разделён на отдельные темы, согласно утвержденной Министерством образования Программы. В каждой теме представлены собственно план практического занятия, основные термины и понятия, которые должен усвоить студент в ходе изучения данной темы, основные представители той или иной экономической школы, вопросы для обсуждения темы, фиксированных выступлений и эссе, а также тесты для самоконтроля. В соответствие с утвержденным объемом академических часов на данный курс, ряд тем вынесен для самостоятельного изучения.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы приведен в таблице 1.

 

 

Таблица 1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код и уровень формируемой компетенции по ООП ВО Владения Умения Знания

 

ОК-1

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

В (ОК-1)-1 владеет методологией экономического исследования институционализма, неокейнсианства, монетаризма, неолиберализма У (ОК-1)-1 умеет понимать и анализировать мировоззренческие, социально значимые экономические проблемы новейшей экономической истории, современные личностно значимые экономические проблемы З (ОК-1) –1 знает закономерности развития современной экономической мысли
  У (ОК-1) –2 умеет анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты З (ОК-1) –2 знает особенности ведущих школ и направлений современной экономической науки  
  У (ОК-1) –3 умеет представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, реферата  

 

 

ПК-1

способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований

В (ПК-1)-1 владеет современными методами и принципами экономического исследования   У (ПК-1)-1 умеет использовать на практике инструментарий экономического анализа факторов развития государства и общества З (ПК-1) –1 знает общую характеристику этапов современной мировой экономической истории и науки    
    З (ПК-1) –2 знает основные направления критики различных экономических концепций, школ и направлений;
    З (ПК-1) –3 Знает направления практического использования современных экономических теорий  

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Содержание дисциплины включает следующие разделы и темы:

Тема 1. Институционально-социологическое направление

Исторические условия формирования и общая характеристика институционализма. Предмет исследования и особенности методологии.

Основоположник институционализма Т. Веблен. Принцип технологического детерминизма. «Теория праздного класса». Эффект Веблена.

Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса. Анализ действия коллективных институтов. Сделки и проблема юридического регулирования.

Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчела. Теория цикла. «Конъюнктурный барометр» гарвардской школы.

Д.К. Гэлбрейт и концепция техноструктуры. Экономическая составляющая в социальной сфере Г.С. Беккера.

Влияние институционализма на развитие экономической науки. Экономические взгляды И. Шумпетера.

Тема 2. Неокейнсианство. «Неоклассический синтез»

Проблемы макроэкономического анализа. Теория экономического роста Е.Домара. Теория экономических циклов Э. Хансена. Теория занятости Р. Харрода. Математические модели. Механизм монополистического ценообразования.

Теория экономического роста Харрода-Домара.

Концепция «неоклассического синтеза» П. Э. Самуэльсона – методы рыночного и государственного регулирования экономики.

Принципы организации международной финансовой системы – основы создания МВФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: