УДК 330
Методические указания по выполнению эссе по дисциплине «Современные экономические теории» для студентов направления 38.04.01 – Экономика всех форм обучения/ / Сост. А.Ф.Белинский, Т.Д. Литвинова, А.Г.Баранов, А.А. Митус, Е.В.Баранова – Севастополь: Изд-во СевГУ, 2018. – 32 с.
Целью методических указаний является оказание студентам направления 38.04.01 – Экономика всех форм обучения методической помощи в написании эссе. Рекомендуется для использования преподавателями и студентами экономических специальностей.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономической теории» протокол № __ от «___» ________ 2018 г.
Допущено учебно-методическим центром СГУ в качестве методических указаний.
Рецензент: Кулинич И.Н., к.э.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...………………………………………..………………...….…………. | 4 |
1. Учебная программа…………………………...………………………...…….. | 6 |
2. Требования к реферату…………….……………..……………………..…….. | 8 |
3. Варианты ……………………………………..…………………………...….. | 11 |
4. Тестовые задания…………………………………………………….………… | 15 |
5. Критерии оценки реферата………………………………………….………… | 25 |
6. Вопросы к промежуточной аттестации.......…………………….……...….…. | 26 |
Библиографический список….……………………………………………….…. | 28 |
Интернет издания и библиотеки……………………………..……………….… | 31 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Современные экономические теории» изучается студентами направления 38.04.01 – Экономика в первом и втором семестрах на первом курсе.
Цель преподавания дисциплины «Современные экономические теории» - ознакомить студентов с ключевыми концепциями современной экономической науки во взаимосвязи с развитием других наук и эволюцией общественных институтов.
Содействовать получению магистрантами общего представления об основных этапах и особенностях систематизации современных экономических идей и воззрений. Выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов современности, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.
Задачи дисциплины:
· исследовать основные экономические проблемы современности;
· познакомить студентов-магистрантов с основными этапами и направлениями развития современной экономической мысли;
· показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической теории;
· содействовать осмыслению студентами-магистрантами вклада крупнейших экономистов современных школ в познание экономической реальности;
|
|
· показать и объяснить преемственность отдельных экономических школ и направлений;
· представить критику отдельных теорий со стороны других школ и направлений;
· научить ориентироваться в сложных процессах современной экономической жизни.
В представленных методических указаниях весь материал курса разделён на отдельные темы, согласно утвержденной Министерством образования Программы. В каждой теме представлены собственно план практического занятия, основные термины и понятия, которые должен усвоить студент в ходе изучения данной темы, основные представители той или иной экономической школы, вопросы для обсуждения темы, фиксированных выступлений и эссе, а также тесты для самоконтроля. В соответствие с утвержденным объемом академических часов на данный курс, ряд тем вынесен для самостоятельного изучения.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и уровень формируемой компетенции по ООП ВО | Владения | Умения | Знания |
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | В (ОК-1)-1 владеет методологией экономического исследования институционализма, неокейнсианства, монетаризма, неолиберализма | У (ОК-1)-1 умеет понимать и анализировать мировоззренческие, социально значимые экономические проблемы новейшей экономической истории, современные личностно значимые экономические проблемы | З (ОК-1) –1 знает закономерности развития современной экономической мысли |
У (ОК-1) –2 умеет анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты | З (ОК-1) –2 знает особенности ведущих школ и направлений современной экономической науки | ||
У (ОК-1) –3 умеет представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, реферата | |||
ПК-1 способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований | В (ПК-1)-1 владеет современными методами и принципами экономического исследования | У (ПК-1)-1 умеет использовать на практике инструментарий экономического анализа факторов развития государства и общества | З (ПК-1) –1 знает общую характеристику этапов современной мировой экономической истории и науки |
З (ПК-1) –2 знает основные направления критики различных экономических концепций, школ и направлений; | |||
З (ПК-1) –3 Знает направления практического использования современных экономических теорий |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Содержание дисциплины включает следующие разделы и темы:
Тема 1. Институционально-социологическое направление
Исторические условия формирования и общая характеристика институционализма. Предмет исследования и особенности методологии.
Основоположник институционализма Т. Веблен. Принцип технологического детерминизма. «Теория праздного класса». Эффект Веблена.
Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса. Анализ действия коллективных институтов. Сделки и проблема юридического регулирования.
Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчела. Теория цикла. «Конъюнктурный барометр» гарвардской школы.
Д.К. Гэлбрейт и концепция техноструктуры. Экономическая составляющая в социальной сфере Г.С. Беккера.
Влияние институционализма на развитие экономической науки. Экономические взгляды И. Шумпетера.
|
|
Тема 2. Неокейнсианство. «Неоклассический синтез»
Проблемы макроэкономического анализа. Теория экономического роста Е.Домара. Теория экономических циклов Э. Хансена. Теория занятости Р. Харрода. Математические модели. Механизм монополистического ценообразования.
Теория экономического роста Харрода-Домара.
Концепция «неоклассического синтеза» П. Э. Самуэльсона – методы рыночного и государственного регулирования экономики.
Принципы организации международной финансовой системы – основы создания МВФ.