К синтаксическим нормам относятся правила сочетаемости слов в предложении, правила употребления причастных и деепричастных оборотов, нормы согласования и управления, порядок слов в предложении.
Управление — подчинительная связь, в которой главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже. При этом допускаются ошибки типа пример доказывает (подтверждает) о том, что… вместо правильного пример доказывает (подтверждает) то, что…; автор поднимает проблему о воспитании вместо автор поднимает проблему воспитания.
Следует обратить внимание на различие управления слов, близких по значению:
беспокоиться о сыне — тревожиться за сына;
возмутиться его словам — обидеться на его слова;
удивляться красоте — восхищаться красотой;
осудить на два года — приговорить к двум годам;
отзыв о фильме — рецензия на фильм;
обращать внимание на проблему — уделять внимание проблеме — усилить внимание к проблеме;
превосходство над соперником — преимущество перед соперником;
|
|
типично (характерно) для него — свойственно (присуще) ему;
предостеречь от опасности — предупредить об опасности;
привычный для всех — знакомый всем.
Часто встречающиеся ошибки при управлении:
бояться темноты (разговорное: бояться темноту);
достигать полутора метров в длину (неверно: достигать полтора метра в длину);
то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
принять участие в соревнованиях (неверно: принять участие на соревнованиях);
избегать опасности (неверно: избегать опасность);
касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса).
Нужно учитывать, что однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:
удивляться молчанию — удивлён молчанием;
рассердиться на обман — рассержен обманом;
верить в победу — уверенность в победе;
заменить старую машину новой — сменить старую машину на новую;
плата за услуги — оплата услуг;
платить/заплатить/уплатить за проезд — оплатить проезд;
подключиться к обсуждению — включиться в обсуждение;
различать звуки и буквы — отличать звуки от букв;
сверять копию с оригиналом — проверять слово по словарю.
При этом в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление: посвятить жизнь служению народу (неверно: посвятить жизнь служению народа) — служить народу.
Часто нарушение синтаксических норм связано с неправильным употреблением предлогов, например: прийти со школы вместо правильного прийти из школы (идти в школу — возвращаться из школы, идти на завод — прийти с завода). Использование этихпредлогов с географическими названиями закреплено традицией. Обычно предлог с употребляется с названиями островов, рек, горных областей, но есть и отступления: приехать с Сахалина, с Енисея, с Урала, с Дальнего Востока — приехать из Франции, из Крыма.
|
|
Обратите внимание: предлог ввиду требует родительного падежа (рейс задержан ввиду снегопада), а предлоги благодаря, согласно, вопреки — дательного (благодаря поддержке, согласно приказу, вопреки распоряжению). В некоторых часто употребляемых конструкциях предлог, обычно о, вообще является лишним:
доказывать/подтверждать это (неверно: доказывать/подтверждать об этом);
дать совет, как писать сочинение (неверно: дать совет о написании сочинения);
привести примеры чуткого отношения к людям (неверно: привести примеры о чутком отношении к людям);
коснуться темы защиты природы (неверно: коснуться темы о защите природы).
К достаточно распространённым речевым недочётам относится так называемое «нанизывание падежей» (расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, чаще всего родительного): дом племянника жены кучера доктора. Такие конструкции характерны для официально-делового и научного стиля, и их не всегда можно избежать, однако к этому нужно стремиться, чтобы не затемнялся смысл высказывания. (Ср.: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни. — Чтобы не упасть, держитесь за поручни.)
Нормой русского языка является грамматическое согласование определения с главным (определяемым) словом в словосочетании подлежащего со сказуемым.
При согласовании сказуемого с подлежащим необходимо обращать внимание на следующие факторы:
- опытный врач Смирнова сразу поставила диагноз (определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным);
- Татьяна Петровна, учитель литературы, провела контрольную работу (в предложении с обособленным приложением сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным именем собственным), но: город Самара понравился мне; собака Мухтар лаяла;
- ребятня бегала по двору (при собирательных существительных — ребятня, молодёжь, родня, детвора и т. д. — сказуемое в форме единственного числа);
- все, кто побывал в этом месте, были в восторге; он рассказал о том, что случилось (кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что — в единственном числе среднего рода), но: те, что опоздали, стояли в дверях;
- большинство поддержало старосту; большинство участников уже выступило; часть спортсменов закончила тренировку; ряд абитуриентов покинул аудиторию (когда подлежащее выражено существительным с собирательным количественным значением, сказуемое согласуется с существительным в именительном падеже).
В подобных случаях сказуемое во множественном числе употребляется в тех случаях, если:
- между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения или придаточное предложение (Большинство людей, прочитавших книгу, высоко оценили её; Большинство людей, которые прочитали книгу, высоко оценили её);
- На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись (сказуемое во множественном числе, т. к. подлежащее выражено сочетанием с существительным в творительном падеже с предлогом с);
- если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое стоит в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде), если внимание обращается на совокупность предметов (На той стороне улицы стоит десять домов; В каждую машину село по четыре человека; но: прошло два года — два года пролетели незаметно), и во множественном числе, если обращается внимание на то, что каждый в отдельности является производителем действия (Семь учеников сдали экзамен на пятёрки);
- если подлежащее выражено сочетанием слов несколько, сколько, много, мало с существительным, то сказуемое ставится в единственном числе (Несколько книг лежало на столе), но при названиях лиц обычно употребляется множественное число (Несколько ребят спорили о чём-то).
|
|