Словообразовательная характеристика

В художественных произведениях суффиксы могут придавать словам нужную эмоциональную окраску. С их помощью автор выражает различные оттенки чувств: суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету, качеству, признаку.

Морфологическая характеристика

· Частотность глаголов, которые придают речи динамичность.

· Чаще, чем в других стилях, употребляются личные местоимения, придающие тексту искренность

· Большое количество прилагательных и причастий, передающих образное описание предмета

Синтаксическая характеристика

Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств: повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения; цитаты, прямая речь, причастные, деепричастные обороты.

 

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.

Для публицистического стиля характерны:

· общественно-политическая лексика;

· логичность;

· образность;

· эмоциональность;

· оценочность;

· призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Языковые особенности

1.Общественно-политическая лексика и терминология

2.Характерные клише и речевые стереотипы

3.Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология

4.Разговорные языковые средства

5.Образные средства языка

6.Обилие существительных с иноязычными суффиксами, приставками (анти-, -изм-, де-, -изаци-)

7.Широкое использование вопросительных и усилительных частиц 8.Употребление повелительного наклонения глаголов

9.Употребление градационных союзов и союзных сочетаний 10.Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, антитеза, повторы и распространённые предложения, инверсия, парцелляция и др.) 11.Побудительные восклицательные предложения

 

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

· эмоциональность;

· образность;

· текст без подбора слов;

· просторечные слова;

· сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

            Языковые особенности

1.Преобладает нейтральная и разговорная лексика. 2.Эмоционально- экспрессивная, оценочная лексика и фразеология. 3.Преобладают слова с конкретным значением. 4.Существительные с суффиксами оценки, оценочные прилагательные и глаголы. 5.Частое употребление личных местоимений, междометий, частиц, притяжательных при- лагательных. 6.Упрощённость синтаксиса, отсутствие причастных, деепричастных оборотов 7.Односоставные предложения разных типов. 8.Неполные предложения. 9.Обращения, вводные и вставные конструкции. 10.Свободный порядок слов. 11.Часто встречаются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения

Как определить стили текста

 Для этого необходимо:

1. Понять, откуда текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.

2.Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.

3.Обратите внимание на лексику и другие языковые особенности. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.

 

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем. Эта схема поможет запомнить, какие вопросы нужно задать, чтобы правильно распознать стиль.

Типы речи

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

· повествование;

· описание;

· рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

· связано с временным промежутком времени;

· имеет определённую последовательность действий;

· логичность изложения;

· текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;

· большое количество глаголов.

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

Описание состоит из:

· общей характеристики предмета, общего впечатления;

· признаков, деталей;

· общей оценки предмета.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение

Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».

Рассуждение состоит из:

· тезиса — мысль, которую нужно доказать;

· обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;

· резюме — итогов, выводов.

Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Сравнительные таблицы стилей и типов речи

Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.

Стили текста:

Стиль текста Описание стиля Функции Где используется
1. Научный стиль Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. Информационная, обучающая, доказательная. Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники.
2. Публицистический стиль Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. Информационная, мотивационная. Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.
3. Официально-деловой стиль Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. Информационная Официальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки.
4. Художественный стиль Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. Информационная, эстетическая. Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии.
5. Разговорный стиль Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Информационная Диалоги, личный блог

Типы речи:

Тип речи Описание типа речи В каком стиле используется Примеры
1. Описание Создаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа. Во всех стилях 1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель. 2.Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет плода от светло-зеленого до бело-жёлтого.
2. Повествование Сообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях. Художественный, особенно мемуары, воспоминания. Публицистический Разговорный В то утро я выпила чашку чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой  тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут.
3. Рассуждение Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Научный Художественный Публицистический Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка.

Образец рассуждения на конкретном языковом материале.

«На мой взгляд, крапива – одно из самых любопытных растений. Во-первых, зачем ей жалиться? А между тем природа ничего напрасно не делает… Пчели­ное жало объяснено, змеиный яд понятен, ядовитые колючки некоторых рыб не вызывают никаких кривотолков. Но зачем жжётся крапива? Защищая себя? От кого? Почему другие соседние травы обходятся без такой защиты и процветают? Да и какой вред крапиве, если её съест какое-нибудь травоядное существо? Чтобы её извести, нужны не благодушная корова, не лось, не коза, а железо, огонь, терпенье и многие годы…

Как только появляется признак какой-нибудь человеческой деятельности, как только человеческое жильё, крапива уж тут как тут. Выкопайте колодец среди чистой поляны, вокруг которой на километр не росло ни одной крапивинки, тотчас ваш колодец окружит зелёной толпой неизвестно откуда взяв­шаяся крапива. Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, высыпьте корзину щепок или другого мусора, крапива уж тут как тут!

Может быть, она знает, что где есть человек, там возможны и разные чело­веческие бедствия: пожар, война, голод, болезнь? Может быть, она заранее предлагает себя на выручку, как весьма питательная и целебная трава (во много раз питательнее капусты)? Ведь она особенно буйствует там, где дей­ствительно замечается человеческое бедствие, неблагополучие. О, раздолье кра­пиве от края и до края России на месте исчезающих домов, деревень и сёл! Ну, положим, крестьяне-то многие. уезжают в города… но крапива, конеч­но, не может разобраться во всех социологических тонкостях. Она видит, что исчезают дома, оставляя после себя ямы и кирпичные трубы, она думает, что тут бедствие, неблагополучие, и набрасывается и растёт, и жиреет на покину­тых пепелищах, в то время как бывшие хозяева домов благополучно работают на заводах, ходят в кино… потягивают пивко у фанерных киосков.

Или, может быть, крапива набрасывается на следы человеческой деятельно­сти из других побуждений? Может быть, природа велит ей: «Иди и всё ис­правь. Сделай как было». И вот на брошенных местах… крапива будет расти десятки лет, пока всякий след человека не переработает в себе так, что будет здесь опять… безмусорное место. Зарубцуется рана. Сотрётся след…»

(По В. Солоухину).

Образец рассуждения

1. Сфера общения. Поскольку перед нами лишь фрагмент текста и не­известно, из какого источника он взят, сферу общения определить труд­но. Мы знаем, что автор текста – известный писатель, поэтому можем предположить, что сфера общения – художественная литература. Но лучше не торопиться и продолжить анализ.

2. Функция (задача) речи. Анализируемый текст выполняет следую­щие функции: информативную (сообщение информации широкому кру­гу читателей), воздействующую (пробудить у читателей интерес к одно­му «из самых любопытных растений» – крапиве). Сообщая интересную информацию, автор заставляет нас задуматься, почему крапива растёт всюду, где появляется признак человеческой деятельности? Заметим, что информация излагается в популярной форме (доступной читателям с раз­ным уровнем образования). Следовательно, можно назвать ещё одну функ­цию – популяризаторскую. Информативная, воздействующая и популяризаторская функции характерны для публицистического стиля речи.

3. Специфические черты стиля. Языковые особенности. Какие специфические черты присущи тексту? Информативность, доказательность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность. В чём проявляются эти черты? Информативность – в содержательном плане текста. Доказательность – в наличии системы доказательств, примеров, фактов (кроме того, автор при­бегает к рассуждению как функционально-смысловому типу речи, пред­полагающему обоснование выдвинутого тезиса с помощью необходимых аргументов). «Открытая оценочность речи» проявляется в авторской оценке выдвинутой им проблемы, рассматриваемого вопроса и т. д. Наиболее ярко авторская оценка даётся в первом предложении текста (На мой взгляд, крапиваодно из самых любопытных растений). Стандартизованность речи связана с использованием говорящим стандартных (часто употреб­ляемых, устойчивых, воспроизводимых в готовом виде) оборотов речи, например газетных штампов. В данном тексте их достаточно много: не вызывают кривотолков, травоядное существо, появляется признак, че­ловеческая деятельность, человеческие бедствия, социологические тон­кости и т. д. Экспрессивность – усиление эмоционального воздействия с помощью стилистически окрашенной лексики и средств метафоризации. В тексте широко используются книжные и разговорные слова и обороты. Существо, деятельность, взявшаяся, весьма, бедствие, исчезающие, со­циологические – книжные; да и, тут как тут, крапивинка, крестьяне-то, потягивать пивко – разговорные. Таким образом, характерные чер­ты анализируемого текста – информативность, доказательность, «откры­тая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность. Это при­знаки публицистического стиля речи.

4. Способ изложения. Мы уже отметили ярко выраженную авторскую оценочность речи, экспрессивность, стандартизованность. Кому адресо­ван текст? Широкому кругу читателей. Какой характер носит изложе­ние? Обобщённо-личный. Использованием каких средств достигается обобщённо-личный способ изложения? Личных местоимений и личных форм глаголов в обобщённом значении, сочетанием синтаксических конструк­ций с обобщённым значением и личных синтаксических конструкций (На мой взгляд.; А между тем в природе ничего напрасно не делается). Присутствует ли в тексте авторская оценка излагаемого, в чём она прояв­ляется? Присутствует. Она проявляется в открытой оценочности изложе­ния. Каков эмоциональный план изложения? Текст излагается эмоцио­нально, образно, благодаря широкому употреблению автором изобрази­тельно-выразительных средств языка. Наиболее употребительны олице­творение (крапива знает., не может разобраться., видит., думает), градация (. на месте исчезающих домов, деревень и сёл. ), синтаксичес­кий параллелизм (Пчелиное жало объяснено, змеиный яд понятен, ядо­витые колючки некоторых рыб не вызывают никаких кривотолков), риторические вопросы (Но зачем жжётся крапива? Почему другие сосед­ние травы обходятся без такой защиты и процветают? Да и какой вред крапиве, если её съест какое-нибудь травоядное существо!). Чем обус­ловлен выбор способа изложения? Специфическими чертами стиля речи и коммуникативным намерением автора текста. Какому стилю речи свой­ствен охарактеризованный нами способ изложения? Публицистическому стилю речи.

5. Языковые признаки. Анализируя текст, мы уже выявили его языко­вые особенности: сочетание книжной лексики с нейтральной и разговор­ной, наличие штампов газетной речи, частотность изобразительно-выра­зительных средств. Можно добавить лишь несколько слов о синтаксисе. В данном тексте сложные предложения преобладают над простыми, а простые осложнённые предложения (с однородными членами, вводными словами) над неосложнёнными. Синтаксис текста свидетельствует о его принадлежности к книжному стилю речи, а все языковые средства – к публицистическому, который относится к книжным стилям речи.

6. Вывод. На основании всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что данный текст относится к публицистическому стилю речи.

Примечание для студентов, выполняющих это задание: анализ, представленный в образце, довольно подробный, чтобы у вас сложилось полное впечатление о принципах и аспектах стилистической характеристики текста. Вам не нужно стремиться к такому объему, ваш анализ должен включать следующие пункты с аргументацией и примерами из выбранного вами текста: 1) сфера использования; 2) цель общения; 3) функция речи; 4)тип речи; 5) языковые особенности (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические); 6) вывод.

Практическое задание

Вариант 1. Определите, к какому функциональному стилю относится данный текст. Подтвердите свое утверждение, используя схему (1) сфера использования; 2) цель общения; 3) функция речи; 4)тип речи; 5) языковые особенности (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические)) и доказывая примерами из предложенного текста.

 

Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой, страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друга, громоздились на правом и левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром...

Вдруг рванул ветер и... со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени...

 

 

Вариант 2. Определите, к какому функциональному стилю относится данный текст. Подтвердите свое утверждение, используя схему (1) сфера использования; 2) цель общения; 3) функция речи; 4)тип речи; 5) языковые особенности (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические)) и доказывая примерами из предложенного текста.

 

Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже сердца родины нашей - Москвы, гибнет без славы, ему и не будет места на нашей земле.

Встанем стеною против смертельного врага... Над Москвой нависла угроза...

Настанет час, когда мы перейдем к решающей фазе войны - наступательному удару по германскому фронту. Но чтобы перейти к этой фазе войны, нужно сейчас, и немедленно, остановить врага...

Черная тень легла на нашу землю. Вот поняли теперь: что жизнь, на что она мне, когда нет моей родины?..

Нет, лучше смерть! Нет, лучше смерть в бою! Нет, только победа и жизнь!..

Красный воин должен одержать победу. Страшнее смерти позор и неволя. Зубами перегрызть хрящ вражеского горла - только так!.. Ни шагу назад!.. Ураганом бомб, огненным ураганом артиллерии, лезвиями штыков и яростью гнева разгромить германские полчища...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: