Структура и финансовые аспекты франчайзинга

При организации франчайзинговой формы бизнеса нельзя пренебрегать системным подходом. Франчайзинг, который достигает хороших результатов, обязательно строится с учетом огромного количества воздействий (постоянных или переменных) и взаимодействий. Компания, отдел или секция, где работают франчайзи, представляют собой систему. Отдел франчайзи функционирует внутри системы компании или фирмы. И отдел, и сама компания функционируют в сложной системе взаимодействующих элементов, которые влияют на их работу.

    В своей сущности франчайзинговая система не является чем-то принципиально новым. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных объектов (франчайзи), которые образуют сложное единство.

 Все системы, входящие во франчайзинг, являются подсистемами. Иными словами, системы подсистемы и в то же время составляют часть единой системы высочайшего уровня, они иерархичны. Поэтому, чтобы успешно развиваться, система должна обладать обратной связью – информационным вводом, который сообщает, действительно ли система франчайзи (предприятия) достигла устойчивого состояния и не подвергается ли опасности разрушения.

Предприятия (франчайзи) имеют значительное число подсистем (подразделений и отделов) и в свою очередь являются частью большой системы франчайзинга (фирмы или компании).

Успешное осуществление процесса формирования системы франчайзинга зависит от ряда обстоятельств и факторов, которые будут влиять на становление этой системы. Поэтому при становлении системы франчайзинга необходимо осуществить ряд мероприятий, к ним относятся: анализ и оценка, планирование, формирование внутренней и внешней структуры, маркетинговая деятельность, развитие инфраструктуры, регламентация прав, обязанностей и ответственности, система контроля.

Основополагающими стадиями процесса формирования франчайзинговой системы считаются анализ и оценка работающих предприятий по системе франчайзинговой организации и проблемы вновь создаваемой системы. Правильная оценка ситуации позволит начинающему франчайзи лучше ориентироваться в проблемах становления и развития своего бизнеса.

Основными элементами программы франчайзинга являются: организационные структуры системы франчайзинга; политика и процедура деятельности; основные методы франчайзингового контроля; юридическое и сервисное обслуживание, которые устраняют все проблемы, возникшие в процессе формирования системы франчайзинга.

Политика и процедура программы франчайзинга частично отражены в юридических документах и представляют часть устава предприятия(компании, фирмы).На основании финансового анализа франчайзер выявляет возможности получения прибыли и целесообразность формирования франчайзинговой системы. Для анализа, как вытекает из нашего исследования, эффективно использовать опыт уже действующей системы франчайзинга, а если нет существующего прототипа, то нужно осуществить финансовый анализ и планирование. Финансовым планированием должны быть учтены все факторы, влияющие на состояние становления и функционирования системы франчайзинга.       Подсчитав теоретический баланс доходов и расходов, учитывая расходы предполагаемых выплат, следует учесть, будет ли франчайзи работать и управлять подразделениями сам или же будет нанимать управляющего. В последнем случае предстоит определить и включить в смету расходы на его содержание. Такой анализ отражает истинную ситуацию эффективности вновь создаваемой системы франчайзи.  Целесообразность формирования франчайзинговой системы тесно связана с определением требуемых капиталовложений. Принципиальным моментом в этой интегрированной форме бизнеса является выплата за франчайзинг. Предварительная оценка целесообразности формирования франчайзинга уточняется позднее, когда будет разработан бизнес-план, так как в нем должны быть обоснованы ожидаемые результаты.       Цель этого анализа состоит в том, чтобы франчайзер правильно смог учесть все расходы, которые потребуются при становлении системы франчайзинга и определить, где и когда ожидать поступления средств, необходимых для продолжения функционирования этой системы. Следует отметить, что при анализе и планировании должны быть учтены особенностибизнеса и различные факторы, влияющие на состояние функционирования системы, на ее результаты и развитие.       Разработка плана – это один из путей проведения анализа для определения первоначальных  капиталовложений. При расчете предполагаемых доходов для франчайзи и франчайзера необходимо учитывать все факторы, влияющие на функционирование системы франчайзинга. С этой целью составляется перспективный пятилетний план доходов и расходов с разбивкой по годам и месяцам, причем должно обязательно соблюдаться условие равенства итогов по статьям доходов и расходов этих планов. [2].       Финансы. Обычно при покупке франчайзинга предприятие или физическое лицо, заключившее договор, уплачивает вступительный взнос (разовый платеж), отчисляет определенный процент от объема продаж, реже – от дохода, а также обязуется закупать оборудование и товары у своего «родителя».       Вступительный взнос, или первоначальные затраты, - то, что платится за право использовать торговую марку на определенной территории, за обучение и консультации. Величина взноса зависит от сферы деятельности (самые большие затраты – в сфере быстрой еды), от страны (в США они колеблются от 15 до 100 тыс. дол., в Англии – от 5 до 500 тыс. ф.ст.), от целей, которые преследует материнская фирма. Обычно первоначальные затраты составляют 5-10% общих затрат.       Постоянные платежи, или роялти – постепенная выплата вознаграждения  пропорционально  согласованным показателям деятельности, обычно в зависимости от объема продаж. Ставки роялти от 1 до 20% объема продаж, в среднем 7-8%. Платеж вносится еженедельно или ежемесячно.       Платеж от объема продаж может быть невыгоден пользователям особенно в тех случаях, когда фактическая себестоимость продукции превышает прогнозную. Изучение финансовых аспектов франчайзинга показывает, что всегда необходимо проанализировать цифры, прежде чем подписывать договор. Например, если себестоимость составляет 60% продажной цены (рентабельность 40%), то ставка роялти 10% от объема продаж равноценна 25% прибыли. При уменьшении рентабельности до 20% при прежней ставке роялти материнской фирме уже придется платить половину прибыли.       Кроме того, фирмы часто вводят рекламный сбор для поддержания имиджа. Обычно он устанавливается в процентах от объема продаж и уплачивается вместе с роялти. Этот сбор актуален в том случае, когда престижность и известность торговой марки важна для успеха бизнеса. Альтернативой рекламному сбору может быть обязательство франчайзи тратить на рекламу определенную сумму.       Платеж при франчайзинге может взиматься также путем установления повышенной цены за товары, продукты, оборудование или сырье, поставляемые материнской фирмой.       Величина доходов франчайзера включает следующие основные элементы:● плату за франчайзинг (первоначальную);● выплаты франчайзи;● выручку от реализации товаров (если она есть);● плату за аренду (если она есть).       Виды услуг дополнительного характера, которые также включаются в доход: ● бухгалтерские; ● компьютерные; ● консалтинговые; ● строительные; ● комплекты оборудования; ●   услуги по перепланированию;● программы по наружной рекламе.       Величина расходов франчайзера включает следующие элементы:● рекламу франчайзинга;● заработную плату работников● почтово-канцелярские расходы;● гонорары юристу за подготовку юридических документов, регистрацию торговой марки, подготовку документов, связных с гласностью;● командировочные и представительские расходы;● подготовку учебных программ и инструкций;● расходы по ведению учета;● расходы на поддержание определенного качества;● расходы на содержание дополнительного персонала, включая секретарей, инструкторов и администраторов. [1].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: