Характеристика графо-моторных функций как компонента готовности детей к обучению в школе

Курсовая работа

Развитие графо-моторных функций при подготовке детей к обучению в школе

Специальность Специальное дошкольное образование             (углублённой подготовки)

 

Студентки 34 группы

Смирновой Варвары Александровны Руководитель работы:

преподаватель

Тиранова Наталия Леонидовна

 

Сокол

2020

  Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические основы проблемыразвития графо-моторных функций при подготовке детей к обучению в школе ……………………………………5

1.1. Характеристика графо-моторных функций как компонента готовности детей к обучению в школе…………………………………….5

1.2. Особенности формирования графо-моторных функций у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...13

1.3. Средства развития графо-моторных функций у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе…………….26

Глава 2. Опытно-практическое исследование по выявлению особенностей развития графо-моторных функций при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе…………………………………..32

2.1. Организация опытно-практического исследования………………32

2.2. Диагностические методики по изучению уровня сформированностиграфо-моторных функций у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………33

2.3. Проектирование работы по развитию графо-моторных функций у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе………………………………………………………………………37

Заключение……………………………………………………………………….40

Список источников………………………………………………………………41

Приложения……………………………………………………………………...44

                                                                                                     

 

Введение

Проблема развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Необходимым условием для всестороннего развития личности ребенка, для дальнейшего обучения в школе является овладение навыком письма. В трудах отечественных и зарубежных исследователей разрабатывались различные аспекты проблемы формирования графо - моторных навыков (М. М. Безруких, Д. Б. Эльконин, М. М. Кольцова,         М. Г. Князева, А. Р. Лурия, С. П. Ефимова, О. Б. Иванченко, Т. В. Астахова).

Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики,зрительного восприятия,внимания  может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

В исследованиях О. Б. Иншаковой, Н. Н. Полонской, Т. В. Ахутиной, Т. Г. Визель, А. А. Дмитриева, А. Н. Корнева и других рассматривались вопросы формирования графо - моторных навыков у детей. Авторы указывают на трудности формирования данного навыка, анализируют специфику развития моторики и графической деятельности детей. В работах указывается, что трудности формирования обусловлены рядом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Объект: развитие графо-моторных функций при подготовке детей к обучению в школе.

Цель: обоснование значения развития графо-моторных функций при подготовке детей к обучению в школе.

Задачи исследования:

1. раскрыть особенности развития графо-моторных функций при подготовке детей к обучению в школе;

2. рассмотреть средства развития графо-моторных функций при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

3. подобрать диагностические методики по изучению уровня сформированности графо-моторных функций у детей старшего дошкольного возраста;

4. спроектировать работу по развитию графо-моторных функций у детей;

5. проанализировать результаты исследования.

В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:

1. теоретические: анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;

2. эмпирические:

3.  интерпретационные: анализ результатов исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития графо-моторных функций при подготовке детей к обучению в школе

Характеристика графо-моторных функций как компонента готовности детей к обучению в школе

 

Готовность детей к школе – результат длительной и системной подготовки ребенка к школьному обучению. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новой социальной ситуации развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека.

Для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть достигнут определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.

Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность,

предъявляющая особые требования к личности. В конечном итоге ребенок

должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно

строить свое поведение.

Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, "многопластовости" самой его сути.

В настоящее время дискутируется сам термин «готовность к школе» и

в связи с этим нет единого набора диагностических пособий, набора методик,

На открытии Всероссийского семинара «Деятельность муниципальных

органов, осуществляющих управление в сфере образования и методических

служб по реализации Федеральных государственных требований к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который проводился в ФИРО 24-25 мая 2011 года, в своем концептуальном выступлении А.Г.Асмолов сказал, что определенный уровень развития ребенка является итогом всей предыдущей образовательной деятельности взрослых при активной субъектной позиции самого ребенка.[15]

В связи с этим, готовность к школе надо понимать, как закономерный

результат, итог этого развития.

Для того, чтобы понять механизмы формирования готовности к обучению в школе Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков считают, что необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса

семи лет[15]. Критический период семи лет связан с началом школьного обучения.

Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.

Понятие «готовность к школе» в ряде исследований определяется, как

«школьная зрелость». В настоящее время в большинстве пособий и методических рекомендаций так же выделяется три аспекта школьной зрелости:

· интеллектуальный;

· эмоциональный;

· социальный.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Л. И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких

факторов как определенный уровень развития [15]:

· мыслительной деятельности;

· познавательных интересов;

· произвольности регуляции деятельности;

· готовности принять социальную позицию школьника.

А. И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие

компоненты готовности к школе как:

· мотивация;

· уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности;

· степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

Л. А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление с взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью».

Исследования Е. Е. Кравцовой, М. И. Лисиной и др. дополнили понятие

готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить

как коммуникативная готовность к школьному обучению [15].

Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований, следует признать, что готовность к школе является сложным

по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие "пласты":

- личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов -сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией.  Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость;

- интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности;

- социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми (внеситуативно-личностное общение) и переход от эгоцентризма к децентрации.

Авторский коллектив под руководством А. В. Запорожца (Л. А. Венгер,

Ф. А. Сохин,  Л. Е. Журова, Т. В. Тарунтаева и др.) выделил следующие разделы школьной готовности: общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность к школе [15].

К общей готовности авторами отнесены:

· физическая;

· личностная;

· интеллектуальная.

К специальной – подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы, которая должна обеспечивать и общее развитие, и приобретение первоначальных навыков чтения и счета М.В.Попова в книге «Психология растущего человека» выделяет 9 параметров готовности к школьному обучению:

1) Общее физическое развитие ребенка;

2) Владение достаточным объемом знаний;

3) Владение культурными умениями и навыками;

4) Психологическая готовность к школе;

5) Готовность в сфере познавательных процессов;

6) Владение грамматически и фонетически правильной речью;

7) Развитие мелкой мускулатуры;

8) Сформированность желания учиться;

9) Структура самосознания.

В целом готовность к обучению в школе, по мнению психологов, методистов и практиков складывается из следующих составляющих:

1. физическая и физиологическая готовность к школе, куда входят показатели физического развития ребенка, состояние его здоровья, уровень созревания структур головного мозга, т.е. готовность высшей нервной деятельности ребенка к обучению в школе без стресса;

2. личностная готовность к обучению в школе, или социальная, которая охватывает следующие сферы жизненных отношений ребенка и включает:

- отношения ребенка с окружающими взрослыми, которые подразумевают умение ребенка занять определенную социальную позицию – позицию ученика;

- взаимодействия будущего школьника со сверстниками, характеризующиеся появлением кооперативно-соревновательного типа общения, умением понимать и учитывать действия и позиции своих партнеров, а также умением подчинять свое поведение правилам группы;

- отношение ребенка к самому себе, которое выражается в смене завышенной самооценки на более адекватную и объективную оценку собственных возможностей, в формировании такого новообразования возраста, как внутренней позиции школьника;

- мотивационную готовность ребенка к обучению в школе, которая характеризуется появлением социальных и познавательных мотивов учения, связанных с потребностями ребенка в интеллектуальной активности и общении с другими людьми с целью приобретения нового социального статуса и познания нового.

- интеллектуальная готовность к школе, которая подразумевает тот уровень развития познавательных процессов, который позволит ребенку заниматься в школе и выполнять требования учителя и программы первого класса;

- эмоционально-волевая готовность к школе, характеризующаяся адекватными переживаниями, связанными со своими достижениями, с отношениями с окружающими, появлением осознанности и произвольности своих чувств, поступков и поведения в целом.

Одно из проявлений неготовности ребенка к школе - недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребенка выполнять целенаправленные действия рука­ми. Такие дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш. У них недостаточно развиты навыки самообслуживания: они не умеют самостоятельно мыть руки и умываться, пользоваться полотенцем, носовым платком, одеваться и обуваться, правильно использовать столовые приборы, салфетки и т.п.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребёнка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.

Графо-моторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

Процесс формирования графо-моторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.

Для формирования этого навыка необходимо, чтобы ребёнок был подготовлен к его формированию. Анализ данных психофизиологических исследований детей в процессе письма показывает, что важнейшей предпосылкой формирования графо-моторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

а) зрительно-пространственных;

б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого».

Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); сформированность слухо-моторных и оптико-моторных координаций.

Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Графо-моторные навыки достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и самих приемов письма.

Процесс письма осуществляется при помощи инструмента для письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет и 7 соответствующие движения и приемы. Приемы можно представить в виде следующей схемы.

Приемы, необходимые для письма:

1. владение инструментом письма;

2. соблюдение правильного положения тетради и передвижение ее при письме;

3. соблюдение правильной позы, посадки при письме;

4. движение руки вдоль строки во время письма.

Приемы письма: 

1. умение сравнивать образец с результатом собственного письма;

2. приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;

3. приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);

4. приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т.д.);

5. приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;

6. письмо букв между линиями строки и на линии;

7. начало письма, запоминание строки;

8. приемы правильного наклона письма.

Поэтому с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает длинный ряд задач по овладению разными приемами.

Таким образом, овладение графо-моторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок:

- зрительно-пространственных операций,

- зрительно-моторной координации

- мелкой моторики.

Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

    Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитие детского организма.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: