Произошел переход на другой уровень мировоззрения -теоретический, рациональный

В литературе такой переход часто называют переходом «от мифа к логосу». Логос – это на греческом языке означает «слово», «закон», «учение» Поэтому переход сознания человечества от мифа к логосу был связан с попытками поиска закономерностей в окружающем мире, с созданием первых теорий, с выработкой абстрактных понятий, которые начали использоваться вместо мифологических образов в объяснении действительности. На место веры, свойственной мифологическому и религиозному мировоззрениям, постепенно пришло рациональное убеждение. Признаком и симптомом подобного перехода стало возникновение философии.

Другими слова, философское мировоззрение – это теоретический уровень мировоззрения, это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение. Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действенных типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции (три исторических этапа философии):

1. Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

2. Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

3. Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы.

 

Постепенно философия создала три главных учения о бытии, которые по своему давали точку воззрение на содержание мира.

Монизм — философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия. Монистами являются все последовательные материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Гегель).

Дуализм — философское учение, в котором признается существование двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеального). Первый последовательный дуалист

Аристотель. К числу дуалистов относят также Декарта и Канта.

Плюрализм — философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия. В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира: например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).

 

Соответственно в философии выделяются и классификация учений по качеству первоначал.

 


 

Материализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).

Материализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя

(природа).

В Индии материализм с древнейших времен развивался в школе Чарвака, в европейской философии у его истоков стоит Демокрит, но значительную роль материализм стал играть только начиная с эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс и т.д.).

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность.

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность.

Очевидно, материализм и идеализм — два противоположных, противоречащих друг другу направления. Внутри идеализма существуют два крупных течения.

Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно

Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.).

Объективный идеализм зародился и развивался во многих школах Древнего мира: в Индии (все ортодоксальные школы), в Китае (конфуцианство, даосизм), в Греции и Риме (Пифагор, Платон, неоплатоники и др.), а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Свою последовательную и завершенную форму он обрел в немецкой классической философии (Гегель).

Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я»

Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».

Наиболее последовательное воплощение субъективный идеализм получил в буддийской философии, возникшей в Древней Индии. В европейской философии субъективный идеализм в основном развивался в Новое время. Основоположником европейского субъективного идеализма принято считать Беркли, к этому же течению обычно относят Юма, Канта, сторонников экзистенциализма и феноменологии.

На протяжении всей истории философии между этими тремя направлениями в философии шла постоянная борьба. В различные эпохи в культуре разных стран ведущее место занимало то одно, то другое течение. Так, например, в европейской философии в эпохи Древнего мира, Средневековья и Возрождения господствовал объективный идеализм, в эпоху Нового времени (в XVIII—XIX вв.) его значительно потеснил материализм, а в XX в. — субъективный идеализм.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: