Возникновение философии

Само слово «философия» возникло на базе двух древнегреческих слов: «любовь» и «мудрость» (первый корень слова происходит от глагола «филео» — «любить»). В буквальном переводе «философия» означает «любовь к мудрости». И если «мудрость» по-древнегречески – «софия», мудрец – «софос», то философом называют человека, любящего мудрость. По преданию, первым слова «философия» и «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Однако не стоит думать, что Пифагор является первым философом. С точки зрения традиционных представлений о развитии эллинской философской мысли если уж кому-то отводят эту роль — то Фалесу. Однако следует учитывать, что Фалес себя философом не называл. Фалес причислялся еще к мудрецам. Но в любом случае слов «философ», «философия» в их пору не существовало. По довольно согласному свидетельству источников, приоритет во введении этих терминов принадлежит именно Пифагору.

Возникает закономерный вопрос, почему Пифагор тогда не называл себя мудрецом? Чем философ отличается от мудреца?

Пифагор называл свое учение любомудрием (философией), а не мудростью. Среди некоторых историков существует мнение, что Пифагор тем самым упрекал семерых мудрецов (так прозвали особо чтимых древнегреческих политиков VII-VI веков до н.э, мыслителей, поэтов, среди которых и был Фалес Милетский). Он говорил, что никто не мудр, ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом)».

Если исходить из этого объяснения, получается, что Пифагор считал своих предшественников чрезмерно самонадеянными, которые, в свою очередь, полагали, что мудрость уже открыта им, в то время как на самом деле путь к мудрости бесконечен. Поэтому, по мнению Пифагора, лучше быть скромнее, говорить о своей любви к мудрости, влечении к мудрости, а не об обладании мудростью.

Для древнегреческого мыслителя мудрец знает, когда как философ ищет. Поэтому мудрецы высказывали свои мнения в форме кратких декларативных изречений, афоризмов, не утруждая себя тем, чтобы их доказывать (Избегай удовольствия, рождающего страдания. – Солон / Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало, и много - Биант). А для философа аргументация своих тезисов решительно необходима.

Так же имеется сведенье, что впервые Пифагор стал называть философию философией, а себя философом когда ему пришлось держать ответ перед флиунтским тираном Леонтом, который спросил Пифагора, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Слово это было незнакомо Леонту, и Пифагор объяснил ему смысл неологизма. «Жизнь, - говорил он, - подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины».

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

Итак, любовь к истине и мудрости, тщательный отбор, сопоставление наиболее ценных достижений разума постепенно становится самостоятельным родом деятельности. В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII-V веков до н.э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI - IV веков до н.э.). Слово "философия" было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание "единого во всем". Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум "управляет всем при помощи всего" (Гераклит).

Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители более позднего времени. Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли было и понимание того, что мудрость - не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она - стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, все же должен пройти и сам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: