Мифологическое мировоззрение

Мифологическое мировоззрение характерно для ранних стадий развития человека и связано с мифологией — особой формой духовной культуры, посредством которой происходит познание окружающего мира и регулирование социальных отношений. Миф в современном понимании — это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности.

Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося, формирующегося человеческого сознания, того человечества, которое еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, субъективного и объективного, мысли и эмоций, идеального и вещественного. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia - причина, logos - учение) значение. Отвечая на многочисленные «почему», он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-наглядное объяснение природы, явлений окружающего мира.

Среди многочисленных мифов каждого народа присутствовали и такие, которые определяли характер мировоззрения, объясняя происхождение природы и человека, место человека в мире, его отношение к миру в целом и к другим людям. И хотя каждое племя, народ, социальная общность в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ жизни, между различными видами мифологического мировоззрения имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов.

Можно сказать что мировоззрение появилось гораздо раньше философии. Ещё раз… Исторически первым типом мировоззрения древнего человека стала мифология. В греческих мифах об олимпийских богах и их взаимоотношениях, в древнеиндийских сказаниях о космическом человеке, из жил которого образовались реки, из волос - леса, из дыхания - небо, в мифах древних шумеров о боге Энки, помогающий людям и заселивший реки рыбой, а леса - дичью, как и в мифах всех народов, содержалась определенная мировоззренческая картина мира, представление о том, как устроена реальность вне нас. Но мифологическое представление о мире имело антропоморфный характер (т. е. строилось по образу и подобию человека), на окружающую действительность переносились свойства и качества людей: природные явления объяснялись поступками богов, которые очень напоминали человеческие, боги так же ссорились, воевали, завидовали друг другу, влюблялись, ревновали, как и люди.

Например, древневавилонские мифы, сложившиеся на осно­вании шумерских, объясняли происхождение мира следующим образом: все боги произошли от брака бога Апсу и богини Тиамат. Но когда рожденный ими бог Энки усыпляет своего родителя Апсу и убивает его, то Тиамат начинает от ужаса порождать чудовищ, которые нарушают порядок в мире. Тогда все остальные боги, чтобы прекратить это безобразие, признают главенство вавилонского бога Мардука (сына Энки и внука Тиамат), решившегося сразиться с бабушкой и остановить таким образом появление на свет новых чудовищ. Мардук побеждает Тиамат и рассекает ее тело надвое: из верхней части он создает небо, а из нижней - землю, которую населяет растениями, животными и людьми. Как видите, боги в этом древнем мифе ведут себя не очень «божественно»: они сражаются, убивают друг друга, вступают в брак, рожают детей, боятся чудовищ и совершают многие другие вполне человеческие поступки.

Кроме того, мифологическая картина мира носила не теоретический, а образный характер. Именно с помощью различных образов мифы объясняли происходящее вокруг человека, причем эти образы были тесно связаны с повседневной жизнью людей, а потому им понятны. Например, если вы видели, как из яиц вылупляются цыплята, то образ космического мирового яйца, из которого «вылупляется» зачатки всего существующего на земле, будет одним из приемлемых способов объяснения происхождения мира. Мифологические образы, как и образы художественные, - это порождение воображения человека, они очень конкретны, вызывают у человека определенные чувства, переживания, эмоции. Известный русский мыслитель А Ф. Лосев (1893-1988) писал, что миф «насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями; он... олицетворяет, обоготворяет, чтит или ненавидит, злобствует». Древние греки, например, были уверены в том, что гром и молния - это орудия разгневавшегося Зевса. Такое образное объяснение грозы было понятно, вызывало страх перед могуществом Зевса, не нуждалось в дополнительных объяснениях и толкованиях. Миф все оживлял и одушевлял.

Мифологическое мировоззрение является примерам мировоззрения образно-эмоционального уровня. К этому же уровню можно отнести искусство (оно тоже является мировоззрением), отчасти - религию (хотя позднее в развитых религиях складывается богословие, которое является уже теоретическим мировоззрением).

Вообще мифологическое сознание отличается синергетичностью, то есть они неразрывны с жизнью людей. В мифах сложно переплетаются религиозные верования, искусство, политические и социальные представления. В мифологическом мировоззрении используются сравнения, аллегории, отождествления, символы. В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование социальной действительности, сколько на традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений. Предметом мифологии выступают: вопросы происхождения мира и человека, исторические события, культурный мир, вопросы жизни и смерти, добра и зла.

Различают мифологию органическую (исходную, входящую в эпос) и идеологическую (вторичную, чаще всего политически ангажированную). В настоящее время органическая мифология бытует среди отсталых народностей. Идеологическая мифология представлена в общественном сознании у цивилизованных наций например в виде социальных мифов (о «вожде пародов», о «сильной руке», о превосходстве одной нации над другой, об «избранности нации» и т.д.)

Без мифа невозможно было выработать представления о существующих в обществе ценностях и, следовательно, способах ориентации человека в социальном и природном мире. Мифы также эффективно выполняют функцию предписания социальным группам определенных моделей поведения в разных производственных и социальных ситуациях. Как и в мировоззрении вообще, в мифологии присутствует попытка объяснить происхождение мира (космогонические мифы) и причины его существования (космологические мифы).

Мифологическое мировоззрение построено на представлении о слитности, нерасчлененности окружающего мира природы и социального мира людей. Даже в сравнительно позднее время, как свидетельствуют историки и антропологи, в менталитете этнографических (дописьменных) народов присутствовала идея одушевленности всего мира и родственности всех живых существ и человека.

 

Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции:

обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;

объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания;

моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения;

регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

 

Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Здесь соединялись два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный. Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мистическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований.

Сохраняются ли некоторые особенности мифологического мышления в массовом сознании сегодня?

В XIX – нач. XX в. наблюдается сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам. Миф в искусстве призван вернуть человеку чувство эмоционального и интеллектуального комфорта и утешения. Он становится способом обретения целостности сознания. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения социального или политического мифа. Так, нацизм возрождал и использовал древнегерманский языческий миф о расовом превосходстве арийской нации и др. В отличие от архаичного мифа, политический миф XX в. – это, как правило, не только иллюзия, но и обман, ибо всегда есть люди, откровенно заинтересованные в мифологизации социума. Известный американский ученый Е. Анчел в своей книге «Мифы потрясенного сознания» пишет, что мифология в социуме – «оправдание, оговорка и лазейка для утверждения собственной бездеятельности», однако мифология в искусстве – импульс к действию, мобилизация возможностей творческого духа.

Какие можно выделить особенности мифологического сознания?

1)Антропоморфемность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком.

2)Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей.

3)Синкретизм (слитность, нерасчлененность) объективного и субъективного миров.

4)Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками

научных знаний о теле человека, о животных и растениях.

5)Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: "человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Прометеем" и т.д.

6)Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять.

7)Эмоционально-образная форма проявляется при передаче образов героев, богов, духов. Например, всем известен образ подземного царства Мертвых — Аида (ада), где Харон (лодочник) перевозит души умерших через реку Стикс (греческий миф).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: