Тема № 8. Психология горя. Страх и тревожность. Фрустрация. Механизмы интрапсихической защиты

 

Страдание – одна из сложных фундаментальных эмоций, испытывая ко­торую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие психологического контакта с людьми, жалость к себе.

Психологические функции страдания:

1) сообщение себе и другим, что мне плохо;

2) побуждение предпринять действия для уменьшения страданий;

3) обеспечение умеренной негативной мо­тивации;

4) облегчение сплочения людей внутри группы за счет разделения страдания.

Следствием взаимодействия страдания с другими является переживание горя.

Главной причиной горя является утрата. Эволюционное значение горевания в обеспечении групповой сплоченности тех видов, для которых общественная форма существования необходима как фактор выжи­вания. Горе – более значимая сила социального сплочения, чем по­ложительные мотивы. Культурной детерминантой горя является нарушение функциональных связей в ре­зультате потери значимого человека. Психологические причины горя связаны с при­вязанностями к людям, предметам или идеям.

Функции горя.

Горе заразительно и вызывает сочувствие, усиливает связь ме­жду теми, кто понес утрату. Обладает приспособительным значением для индивида (дает возможность превозмочь себя и приспособить­ся к потере). Способствует восстановлению личностной автономии. Горе является адаптивным, поскольку действует как мотивация к обретению утраченного объекта вновь (в прежнем, или в ином, новом качестве).

Переживание горя сопровождается следующими эмоциями: страданием, страхом, гневом, виной, стыдом.

Переживание горя (горевание) проходит ряд стадий.

Стадия отрицания болезненного события (агнозическая). Эта начальная стадия отказа признавать реальность, изоляции от нее является нормальной и конструктивной, если она не превышает 24 часов, и не затягивается. Если времени оказывается достаточно, то большинство больных успевают сформировать психологическую защиту.

Стадия протеста (дисфорическая) обусловлена поиском ответа на вопрос, который обычно задаёт себе любой терпящий бедствие человек: почему это случилось именно со мной? Отсюда возмущение и гнев на себя и окружающих, или даже на случайного весёлого или жизнерадостного человека. Важным для завершения этой стадии является возможность излить чувства гнева и обиды вовне. Обычно протест остро выражается в первые 3 – 5 дней реакции острого горя, затем его интенсивность ослабевает, постепенно сходя на нет и замещаясь иными переживаниями. Следует понимать, что это состояние враждебности и гнева закономерное, нормальное явление и сдерживать его больному очень трудно. Нельзя осуждать больного за эти реакции, по сути, не на окружающих, а на свою судьбу. Здесь человек особенно нуждается в дружеской поддержке и участии, эмоциональном контакте.

Стадия самовнушения (аутосуггестивная) – является следствием резкого сужения жизненного горизонта человека и зачастую утраты прежнего смысла жизни. Результатом отчаянной борьбы за обретение нового смысла в жизни являются самовнушённые новые цели, зачастую нелепые с точки зрения здравого смысла. Этот нормальный процесс самостоятельного формирования узко ограниченных целей помогает пациенту прийти к соглашению с реальностью, обрести жизненные опоры. Иногда страдающий человек начинает выпрашивать, «выторговывать» себе у окружающих те или иные жизненные поблажки. За это его нельзя осуждать, иначе смысл в жизни так и не будет обретён. Некоторые психологи называют эту стадию стадией соглашения, подчёркивая значение переговоров горюющего человека с самим собой (своей судьбой) и окружающими (миром людей) в поисках смысла дальнейшей жизни. Продолжительность этой стадии обычно составляет 2 – 3 недели, и при благоприятном течении может завершиться принятием утраты. 

Стадия тоски (депрессивная) – развивается при недостаточной эффективности фазы самовнушения. Тогда горюющий человек с течением времени становится всё более и более печальным. Человек замыкается в себе, актуальными становятся мысли о смерти или самоубийстве. Это грань здоровья и психической болезни. Здесь всегда необходимо участие родственников, и выполнение, по возможности, любых желаний больного, направленных на возвращение к жизни и деятельности. Другими словами, необходимо решать вопросы, пропущенные в фазе соглашения. Опасной является продолжительность этой фазы более одной недели. В таком случае человеку необходима срочная психотерапевтическая помощь.

Стадия принятия утраты (комплаентная) – это примирение с судьбой, завершение цикла реакции утраты, начало цикла обретения утраченного объекта.

Продолжительность нормальной реакции острого горя в целом не должна превышать 40 суток.

Страх и тревога – это неприятные эмоциональные состояния, которое характеризуются ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий.

Существуют врожденные (природные) и приобретен­ные (социальные и культурные) причины страха и тревоги. К врожденным пусковым причинам страха относятся: одиночество, высота, неожиданное изменение стимула, боль. К социокультуральным причинам относятся: характер события и характер ответа личности на него. Существуют индивидуальные различия в стрессоустойчивости и способности переносить страдание.

В отличие от страха тревога «беспредметна», так как стимулы или усло­вия, порождающие ее, индивиду неизвестны или не существуют. При переживании страха, эмоциональная реакция связана с пред­ставлением определенного ущерба вследствие реальной объектив­ной опасности.  Следующим различием тревоги и страха является то, что страх – «эмоция прошлого», когда имелось событие, повлекшее за собой чувство страха в дальнейшее (мальчика укусила собака), тревога – «эмоция будущего», неизвестности, предчувствия.

Тревожность как черта личности – это склонность индивида испытывать состояние тревоги. Эта черта личности непосредствен­но не проявляется в поведении, ее уровень можно определить лишь по тому, как часто и интенсивно возникает состояние тревоги.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, разрушение планов) переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Барьеры, блокирующие потребности подразделяются на физические (например, стены тюрьмы); биологические (болезнь, старость); психологические (страх); социокультуральные (законы, правила, запреты, морально-этические и идеологические правила). Таким образом, фрустрирующие ситуации могут быть внешними (объективные трудности, встающие на пути целенаправленной деятельности) и внутренними (субъективные трудности, высшие потребности личности в успехе, признании и т.д.).

Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессии, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях. Агрессия может быть: физической (непосредственное действие, нападение) и вербальной (угрозы, оскорбление, насмешка, употребление бранных выражений); прямой (направленной на объект, вызвавший агрессивную реакцию) и косвенной (направленной на людей, предметы, качества связанные с непосредственным объектом); внешней (направленной на внешние объекты) и внутренней (аутоагрессия как суицид, самоповреждения, самообвинения, самоуничижение). В медицинской практике подобные формы защитного поведения возможны у больных после сообщения им прогностически неблагоприятного диагноза: они могут проявлять негативизм, грубость по отношению к врачам, медицинскому персоналу, игнорирование назначений и рекомендаций, отказ от лечения, отказ от еды и др.

Конструктивные эффекты фрустрации:

1. Напряжение и интенсификации усилий, направленных на преодоление препятствия и достижение цели деятельности.

2. Концентрация внимания на конкретном мотиве и цели, уход несущественного на второй план.

3. Мобилизация сил для достижения цели.

4. Переоценка ситуации, замена средств достижения цели или замена самой цели в тех случаях, когда препятствия слишком велики и интенсификация усилий не приводит к успеху.

5. Обучение умению ставить реальные цели, отказываться от неосуществимого, развитие личности.

Толерантность (устойчивость) к фрустрации - способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологического равновесия. Представляет собой определенную пороговую величину уровня напряжения, превышение которой приводит к деструктивным эффектам фрустрации. Толерантность зависит от величины напряжения, типа ситуации, особенностей личности, психического и физического состояния. Один и тот же человек в различных обстоятельствах оказывается способным выдержать разную степень напряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: