Признаки отрицательного переноса

· Пациент избегает встреч с врачом или отказывается от них;

· Пациент уклончиво отвечает на вопросы, дает формальные ответы;

· Пациент предпочитает «закрытые» жесты, уводит взгляд в сторону, проявляет отрицательные эмоции;

· Пациент мало рассказывает о себе, не склонен делиться личными воспоминаниями, оценками окружающих людей (или дает только отрицательные оценки);

· Пациент не выполняет свои обещания, не расплачивается своевременно.

Негативный перенос проявляется в том, что пациент видит во враче пугающую, травмирующую фигуру из прошлого, отвергая любые положительные качества врача, выделяя отрицательные, или приписывая врачу только отрицательные черты.

Контртрансфер рассматривают как процесс, противоположный переносу и относящийся (в широком современном понимании) ко всем переживаниям врача в адрес пациента.

Можно выделить три основные типа явлений:

- непосредственные реакции на реальные отношения с пациентом;

- собственный перенос врача, при котором на пациента проецируются черты кого-то из значимого из окружения врача;

- реакции на перенос пациента или так называемый «наведенный» перенос терапевта.

В этом случае контрперенос является своеобразной уступкой: пациент начинает видеть во враче родителя, и врач «в ответ» начинает относиться к пациенту как к дочери или сыну.

Также как и перенос, контрперенос может быть позитивным и негативным.

Признаки позитивного контртрансфера:

- врач настолько сопереживает пациенту, что много думает об этом больном, часто упоминает о работе с ним кому-то и пр.;

- беседа с пациентом обычно затягивается;

- пациенту предлагается чай или кофе;

- врач долго разговаривает по телефону, если пациент ему звонит;

- врач предпринимает усилия, чтобы помочь больному вне лечебной ситуации (устройством на работу, госпитализацией кого-то из родственников пациента и т. д.).

- врач избегает конфронтации с пациентом: с одной стороны, воспринимая его очень ранимым, с другой - стараясь не иметь дела с возражениями клиента;

- врач отмечает только привлекательные стороны у пациента;

- врач идентифицируется с больным, у него впечатление, что данного пациента он особенно хорошо понимает, возможно возникновение сходных болезненных симптомов;

- врач крайне оптимистичен в отношении прогноза лечения.

Положительный контрперенос приводит «влюбленности» в пациента, чрезмерным переживаниям и чувству вины в случае ухудшения состояния больного, смерти больного.

  Признаки негативного контртрансфера:

- врач раздражается и злится на пациента без видимых причин;

- врач испытывает радость (облегчение), если пациент выписывается из стационара, начинает наблюдаться у другого врача;

- во время беседы с больным врач «отключается» (перестает слушать, уходит в фантазии и мечты, думает о том, как он уже устал и скорее бы прием завершился, нетерпелив, чувствует отсутствие интереса и скуку);

- врач во время беседы с больным высокомерен, занимает позицию многоопытного учителя, прибегает к хвастливым примерам из своей жизни;

- в отношении пациента используются в основном фрустрирующие высказывания.

 

1) Вопросы для контроля знаний:

2) Опишите типы «идеального врача» по Ташлыкову.

3) Назовите психологические качества, способствующие профессиональной деятельности врача.

4) Назовите личностные особенности, снижающие эффективность профессиональной деятельности врача.

5) Какие факторы способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания медицинского работника?

6) Назовите и опишите фазы развития синдрома эмоционального выгорания.

7) Дайте понятие трансфера и контррансфера.

8) Какие признаки негативного трансфера вы знаете?

9) Какие признаки позитивного контртрансфера вы знаете?

Тема №14. Личность пациента. Внутренняя картина здоровья. Внутренняя картина болезни.

 

На протяжении всего курса обучения в медицинском ВУЗе акцент ставится на распознавание заболеваний, назначение адекватного лечения. В то же время на прием к врачу приходит не болезнь сама по себе, а прежде всего, больной. Современный врач, прекрасно зная клинику болезней, их этиопатогенез, разбирающийся в тонкостях современной терапии, совершенно не работает с больным, не умеет мотивировать больного на лечение, не знает, почему пациент «не хочет принимать абсолютно правильные назначения». Знание механизмов, действующих на психику больного человека, знание реакций личности на фрустрацию, вызванную заболеванием, может способствовать более эффективному взаимодействию врача с пациентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: