Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
К глобальным проблемам современности относятся:
§ Проблема мировой войны с применением ядерного оружия;
§ Проблема глобального терроризма;
§ проблема Север-Юг, то есть проблема неравенства преимущественно северных стран «ядра» и южных стран «периферии»;
§ проблема бедности;
§ энергетическая проблема;
§ проблема экологии и устойчивого развития;
§ демографическая проблема;
Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).
Проблема мировой войны.
Развязывание мирового ядерного конфликта без альтернативы уничтожает человечество и биосферу Земли. Чернобыльская катастрофа, мизерная по сравнению с военными сценариями, послужила наглядной иллюстрацией ужасных последствий возможной войны.
|
|
Математические модели «ядерной зимы», которые разработали коллективы зарубежных ученых и отечественных исследователей под руководством академика Никиты Николаевича Моисеева (1917-2000), подтвердили этот прогноз. Всем ответственным политикам сегодня ясно, что атомная война как средство достижения победы и политико-экономических преимуществ окончательно устарела. Но «свято место пусто не бывает», и сегодня на него претендуют международный ядерный терроризм и техногенные катастрофы на мирных ядерных объектах. Безусловно, проблема безопасности ядерных объектов технически разрешима, хотя всегда остается вероятность, что кто-то совершит умышленную или неумышленную ошибку.
Ситуация с терроризмом гораздо сложнее: для достижения узких этнополитических целей его лидеры не останавливаются ни перед чем для устрашения мирового сообщества, включая угрозу использовать химическое, бактериологическое и ядерное оружие массового поражения. Там, где образовательный уровень населения низок и не позволяет осмыслить страшные последствия, а жизнь ничего не стоит, подобный способ «наказания» противника кажется допустимым. Таким образом, терроризм и локальные войны дестабилизируют целые регионы, отсюда недалеко и до полномасштабной мировой войны с применением всех возможных вооружений.
Отдельно стоит сказать, что идеи, согласно которым война должна быть навечно устранена из истории человечества, являются основой пацифизма (от лат. pax — мир) — доктрины, призывающей к полному отказу от войн. Другим теоретическим основанием пацифизма стала философия ненасилия, призывающая к отказу от насилия вообще и восходящая к идеям некоторых религиозных учений и трудам Льва Николаевича Толстого. Пацифисты осуждают войны как таковые, а справедливость в отношениях между государствами, по их мнению, должна достигаться путем переговоров — без применения военной силы и какого-либо физического воздействия.
|
|
Идеи пацифизма достаточно привлекательны; только вечный мир служит реальной гарантией от самоистребления человечества в будущих войнах. Найти альтернативу пацифизму достаточно сложно, и можно надеяться, что в будущем эта доктрина станет общепризнанной. Однако, как отмечает Джон Ролз, пацифизм «работает» только в рамках идеальной теории, в условиях союза «добропорядочных народов», т.е. народов неагрессивных, признающих международные договоры и права человека. Если совершается явная агрессия государством, готовым к геноциду, пацифизм и пассивное непротивление жертвы только ухудшат ситуацию. Если существуют такие «народы-изгои», то, по Ролзу, необходима более реалистичная, неидеальная теория, учитывающая возможность и регламентирующая ход справедливой войны.
«Теория справедливой войны» основывается на ряде философских идей — от античных и средневековых до современных — и включает в себя два вида принципов: 1) Jus ad bellum (принципы вступления в войну):
· принцип правого дела — война справедлива, если: ведется в ответ на нападение агрессора и является освободительной; ведется против страны, реализующей геноцид против собственных граждан; справедлива также помощь союзнику, на которого напали;
· принцип легитимности власти — войну могут начинать только официально уполномоченные лица (первые лица государства, законодательные органы, ООН и т.д.);
· принцип добрых намерений — государство должно вступать в войну с намерением осуществить только то правое дело, ради которого начата война;
· принцип вероятности успеха - государство не должно вступать в войну, если нет вероятности успеха (например, принцип соразмерности - ожидаемая ценя потерь в войне не должна намного превышать получаемые выгоды; принцип крайнего средства - война может быть начата только после того, как испробованы все разумные невоенные средства решения проблемы;
2) Jus in bello (принципы ведения войны): принцип соразмерности - цена потерь в каждой отдельной военной операции не должна намного превышать получаемые выгоды;
принцип различия - необходимо различать, когда противник является объектом для законного нападения (солдаты, рабочие военных заводов), а когда - нет (старики, женщины (невоенные), дети, медперсонал) и т.д.
«Теория справедливой войны» не нацелена на полное прекращение войн, однако следование ей способно значительно ограничить насилие в существующих войнах, что уже делает ее оправданной. Тем не менее, говоря о войне как о глобальной проблеме, нужно признать, что эта теория - только суррогатное средство смягчения конфронтации, а «необходимое» еще не значит «моральное». Реальные условия выживания человечества в будущем - разоружение, развитие межгосударственного диалога и сотрудничества и создание мира без войн.