Основные глобальные проблемы

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся:

§ Проблема мировой войны с применением ядерного оружия;

§ Проблема глобального терроризма;

§ проблема Север-Юг, то есть проблема неравенства преимущественно северных стран «ядра» и южных стран «периферии»;

§ проблема бедности;

§ энергетическая проблема;

§ проблема экологии и устойчивого развития;

§ демографическая проблема;

Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).

 

Проблема мировой войны.

Развязывание мирового ядерного конфликта без альтернативы уничтожает человечество и биосферу Земли. Чернобыльская катастрофа, мизерная по сравнению с военными сценариями, послужила наглядной иллюстрацией ужасных последствий возможной войны.

Математические модели «ядерной зимы», которые разработали коллективы зарубежных ученых и отечественных исследователей под руководством академика Никиты Николаевича Моисеева (1917-2000), подтвердили этот прогноз. Всем ответственным политикам сегодня ясно, что атомная война как средство достижения победы и политико-экономических преимуществ окончательно устарела. Но «свято место пусто не бывает», и сегодня на него претендуют международный ядерный терроризм и техногенные катастрофы на мирных ядерных объектах. Безусловно, проблема безопасности ядерных объектов техни­чески разрешима, хотя всегда остается вероятность, что кто-то совершит умышленную или неумышленную ошибку.

Ситуация с терроризмом гораздо сложнее: для достижения узких этнополитических целей его лидеры не останавливаются ни перед чем для устрашения мирового сообщества, включая угрозу использовать химическое, бактериологическое и ядерное оружие массового поражения. Там, где образовательный уровень населения низок и не позволяет осмыслить страшные последствия, а жизнь ничего не стоит, подобный способ «наказания» противника кажется допустимым. Таким образом, терроризм и локальные войны дестабилизируют целые регионы, отсюда недалеко и до полномас­штабной мировой войны с применением всех возможных вооружений.

Отдельно стоит сказать, что идеи, согласно которым война должна быть навечно устра­нена из истории человечества, являются основой пацифизма (от лат. pax — мир) — доктрины, призывающей к полному отка­зу от войн. Другим теоретическим основанием пацифизма ста­ла философия ненасилия, призывающая к отказу от насилия во­обще и восходящая к идеям некоторых религиозных учений и трудам Льва Николаевича Толстого. Пацифисты осуждают войны как таковые, а справедливость в отношениях между госу­дарствами, по их мнению, должна достигаться путем перегово­ров — без применения военной силы и какого-либо физическо­го воздействия.

Идеи пацифизма достаточно привлекательны; только веч­ный мир служит реальной гарантией от самоистребления чело­вечества в будущих войнах. Найти альтернативу пацифизму дос­таточно сложно, и можно надеяться, что в будущем эта доктрина станет общепризнанной. Однако, как отмечает Джон Ролз, па­цифизм «работает» только в рамках идеальной теории, в условиях союза «добропорядочных народов», т.е. народов неагрессив­ных, признающих международные договоры и права человека. Если совершается явная агрессия государством, готовым к гено­циду, пацифизм и пассивное непротивление жертвы только ухудшат ситуацию. Если существуют такие «народы-изгои», то, по Ролзу, необходима более реалистичная, неидеальная теория, учитывающая возможность и регламентирующая ход справедли­вой войны.

«Теория справедливой войны» основывается на ряде фило­софских идей — от античных и средневековых до современ­ных — и включает в себя два вида принципов: 1) Jus ad bellum (принципы вступления в войну):

· принцип правого дела — война справедлива, если: ведется в от­вет на нападение агрессора и является освободительной; ведет­ся против страны, реализующей геноцид против собственных граждан; справедлива также помощь союзнику, на которого напали;

· принцип легитимности власти — войну могут начинать только официально уполномоченные лица (первые лица государства, законодательные органы, ООН и т.д.);

· принцип добрых намерений — государство должно вступать в войну с намерением осуществить только то правое дело, ради которого начата война;

· принцип вероятности успеха - государство не должно всту­пать в войну, если нет вероятности успеха (например, принцип соразмерности - ожидаемая ценя потерь в войне не должна намного превышать получаемые выгоды; принцип крайнего средства - война может быть начата только после того, как испробованы все разумные невоенные средства решения проблемы;

2) Jus in bello (принципы ведения войны): принцип соразмерности - цена потерь в каждой отдельной во­енной операции не должна намного превышать получаемые выгоды;

принцип различия - необходимо различать, когда противник является объектом для законного нападения (солдаты, рабочие военных заводов), а когда - нет (старики, женщины (невоен­ные), дети, медперсонал) и т.д.

«Теория справедливой войны» не нацелена на полное пре­кращение войн, однако следование ей способно значительно ограничить насилие в существующих войнах, что уже делает ее оправданной. Тем не менее, говоря о войне как о глобаль­ной проблеме, нужно признать, что эта теория - только сур­рогатное средство смягчения конфронтации, а «необходимое» еще не значит «моральное». Реальные условия выживания че­ловечества в будущем - разоружение, развитие межгосударст­венного диалога и сотрудничества и создание мира без войн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: