Объект и предмет социологии

ЛЕКЦИЯ 1

Место социологии в системе научного знания

" Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей, личностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения" (Ядов В.А.).

Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

Научное знание можно представить как совокупность: понятий, научных фактов, законов и теорий.

Научное знание есть результат научного познания.

Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Человек познает мир различными способами. Можно выделить кроме научного и другие виды/формы познания: обыденное, эстетическое, этическое, религиозное. Обыденное познание мыслит в категориях "полезное ↔ бесполезное", эстетическое – "прекрасное ↔ безобразное", этическое – "моральное ↔ аморальное", научное в категориях "истинное ↔ ложное". Центральным понятием религиозного познания является "вера".

Результатом научного познания является научное знание. Упрощенное определение научного знания выглядит так: проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека. При этом з нание понимается в широком смысле как любого рода информация.

Свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научных методов, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми. Не существует неопровергаемых теорий. За теориями признается лишь относительная истинность. Это значит, что научная теория применима к ограниченному кругу явлений при определенных условиях и описывает узкий круг явлений, причем совершенно определенными средствами и методами. Научные теории не универсальны.

Универсальными бывают только мифы и религиозные учения. Относительность научных теорий – один из главных признаков их научности. Научных теорий в одной отрасли знания может быть много. В религии же каждое учение объясняет все многообразие окружающего мира, исходя из одной теории, одной картины мира.

Целью научного познания является приобретение не любых, а истинных знаний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но как необходимые издержки.

Познание – бесконечный процесс в силу бесконечности многообразия объективной действительности. Результат познания зависит и от степени развития самого познающего субъекта. Пересмотр устаревших теорий – одна из главных задач науки. Объем знаний, от которых пришлось отказаться, вполне сопоставим с объемом знаний, которые считаются сегодня истинными.

Принципы научного познания

Научное исследование

Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых научных знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизированных методов (научных) называется научное исследование.

Социологические исследования являются научными исследованиями социальных объектов, отношений и процессов, направленными на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Более широко можно определить социальные исследования как изучение поведения людей, групп, процессов социального взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества.

Отличительным признаком научного исследования является то, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами в этом случае понимаются конкретные результаты фактических исследований, которые другие ученые/исследователи имеют возможность воспроизвести, видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

Научное исследование характеризуется:

- объективностью,

- воспроизводимостью,

- доказательностью,

- точностью.

Научное исследование выступает методом получения научного знания.

Наука имеет дело не с объектами реальной действительности, которые бесконечно многообразны в своих проявлениях, а с идеальными объектами. Идеальные объекты являются результатом мыслительной деятельности.

Идеализация – способ построения знаний путем абстрагирования и схематизации объективных отношений наличной практики. Идеальный объект представляет в познании реальные объекты, но не по всем, а лишь по некоторым, жестко фиксированным признакам. Идеальный объект представляет собой упрощающий и схематизированный образ реального объекта.

Исследование осуществляется с применением частных методов (методов характерных для отдельных наук – физики, химии, социологии и др.) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, аксиоматизация, формализация и др.).

Различают два тесно связанных между собой уровня научного исследования: 1) эмпирический – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса, и 2) теоретический – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, на основе которой формируется научная картина мира.

Эмпирическое (греч. – опыт) означает все, что человек получает с помощью чувственного опыта. Теоретическим является знание, которое, отражая ту или иную стороны реальности, формулируется учеными с помощью абстрактных понятий.

Теоретическое знание универсально, в отличие от эмпирического, не зависит от конкретного времени и места. Теоретическое знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать объектом эмпирических методов.

Социолог не может увидеть воочию сплоченность или солидарность, но знание об этих явлениях он получает на основе эмпирически наблюдаемых признаков. Например, совместное проведение коллективом досуга.

Этапы научного исследования:

- описание факта, явления,

- обобщение предметов или явлений по их специфическим признакам,

- установление связи явлений, процессов, обусловливающей их упорядоченное функционирование и развитие,

- создание теории – системы достоверных знаний о какой-либо части действительности.

объект и предмет социологии

Современное научное знание можно классифицировать по ряду оснований:

- по объекту исследования (социальные/общественные, гуманитарные, естественные и т.д.);

- по способу сбора данных и уровню их обобщения (эмпирические, теоретические);

- по степени практической применимости (прикладные, фундаментальные).

Социология относится к числу наук изучающих общество, а также отдельные его части, сферы, элементы. Существует целая совокупность наук, изучающих общество: социология, социальная психология, экономика, антропология, политические науки и этнология, которые образуют подсистему научного знания – социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами. Особенно заметно это в практической сфере, так в области управленческого консультирования от социолога часто требуется знание также основ психологии (тестирование личных и деловых качеств персонала фирмы) и экономики (определение цены рабочей силы, производительности труда, затрат на обучение персонала и др.).

Синонимы: социальное – общественное, гражданское, социетальное.

Социальное обозначает все относящееся к межчеловеческому, к совместной жизни людей, определяемое различными формами общения. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, которые проявляются в конкретных условиях места и времени между индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия).

Основные черты, характеризующие специфику социального:

- это общее свойство, присущее различным группам индивидов;

- это характер и содержание отношений между различными индивидами и группами в зависимости от места, которое они занимают в различных общественных структурах, от той роли, которую они выполняют в них;

- социальное проявляется в отношениях различных индивидов друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Вместе с тем каждая общественная наука изучает социальную реальность под специфическим углом зрения.

В отличие от психологии социология мыслит крупными блоками, описывая поведение больших групп людей, и поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. На стыке психологии и социологии возникла социальная психология, которая описывает человека в непосредственном окружении. Она изучает взаимодействие людей в малой группе. Но социальный психолог не способен предсказать смену правящих режимов или исход политической борьбы партий. Этим занимается политология. Но она не в силах предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, колебания спроса и предложения на рынке, динамику цен. Эти вопросы находятся в компетенции экономики.

К родственным социологии дисциплинам относятся гуманитарные науки. Это история, философия, культурология, искусствознание, литературоведение. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами. Социальные науки оперируют формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное знание. Социальное знание стремится к объективности и свободе от оценочных суждений. Социолог должен рассматривать факты в контексте той культуры, которая их породила.

Формальное описание любой научной дисциплины включает такие элементы как объект и предмет исследований.

" Объект науки (научного исследования) – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отдельность от окружающей его среды. Объект является элементом реальности, которую исследователь регистрирует как некоторую данность ".

Объект не зависит от познающего субъекта. Реальные объекты существуют независимо от нашей воли и сознания. Объектом социологии и других общественных наук является о бщество.

Предмет исследования люди выбирают произвольно в соответствии с интересами, целями, задачами, предпочтениями исследователей в выборе точки обзора, аспекта, “среза”, отдельных проявлений наблюдаемого элемента реальности. Предмет науки является логическим описанием объекта.

" Предмет – это определенный аспект, сторона объекта, взятая данной наукой в качестве главной ".

В современной социологии не существует единства определения предметной области социологии. Одни социологи определяют предмет социологии как социальные взаимодействия, другие как социальные общности, третьи как социальные статусы и роли.

В самом общем виде социология – это наука об обществе и социальных отношениях, изучающая его динамику, поведение и взаимодействие больших социальных групп и классов, закономерности развития общества, становление и функционирование социальных институтов.

Если мы уточним этот общий уровень: социология – это наука, изучающая отношения между группами людей, занимающих различное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в экономической, социальной и политической жизни, различающихся не только уровнем, но и источником своих доходов, структурой потребления, образом, качеством и стилем жизни, а также структурой ценностных ориентаций, мотивами и типом поведения.

Большинство социологов считает, что предметом изучения должны являться социальные общности.

Парадигма

Следует учитывать неотделимость трех элементов познания: субъект, объект и условия наблюдения. При этом объектом исследования оказывается уже не сама реальность, существующая независимо от наблюдателя, а система, состоящая их объекта и условий наблюдения, под которыми мы, понимаем совокупность процедур измерения, включая методы и средства измерения, а также собственно наблюдателя (исследователя), связанного с наблюдаемой системой. Такая ситуация характерна не только для социальных, но и для естественных наук.

Представления об объекте и предмете науки могут меняться в зависимости от изменений во взаимодействии субъекта и объекта. Кроме того, может изменяться сам этот элемент реальности.

Социология как самостоятельная область человеческого знания молода, но представления о ее объёкте и предмете существенно менялись в последние полтораста лет. Это было связано,

o во-первых, с изменением представлений социологов о своем объекте;

o во-вторых, с дроблением предметной области социологии на локальные участки, на которых «хозяйничают» представители определенных направлений или научных школ;

o в-третьих, с развитием новых парадигм познания и изменением общих методологических принципов социального исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: