Парадигма | Классика | Модерн | Постмодерн |
Основной элемент | Объект познания | Метод познания | Субъект познания |
Основной вопрос | Что? (познается) | Как? (познается) | Кто? (познает) |
Основная проблема | Объяснение | Понимание | Описание |
Основная ценность | Объективность | Рациональность | Креативность |
Основное ограничение | Догматизм | Технократизм | Субъективизм |
Например, в ХХ веке для многих исследователей стало очевидно, что происходит расширение границ "общества". Формирование единых мировых рынков и транснационального производства имело следствием сближение жизненных и бытовых стандартов людей разных стран. Современные средства массовой коммуникации осуществляют более открытый информационный обмен. Общество стало терять свои национально-государственные очертания и превращаться в глобальную цивилизацию. Возник единый мир как реальный новый объект. Но так как национально-государственные единицы продолжают существовать, они по-прежнему остаются основным объектом исследования. Поэтому предмет любой общественной дисциплины может трактоваться как расширенно, так, и заужено, в зависимости от широкой или узкой трактовки объекта.
Уровни социологического знания