Инструментарий имиджелогии
Общие инструменты имиджирования.
Законы построения имиджа.
Вербальные инструменты имиджирования.
Невербальные инструменты имиджирования.
Инструменты манипулирования.
Общие инструменты имиджирования.
Имиджелогия ищет наиболее эффективные методы воздействия на аудиторию с целью формирования необходимого профессионально-личностного и корпоративного имиджа в социокультурной сфере.
1. Позиционирование — наиболее значимая технология имиджирования. Позиционирование первоначально создавалось для продажи и продвижения товаров и услуг на рынок. Позиционирование представляет собой помещение объекта (человека, товара, услуги, организации) в благоприятную информационную среду. В практических рамках позиционирование можно представить как серию трех последовательных операций: трансформация, утрировка, перевод.
1.1. Трансформация представляет намеренное ограничение информационного поля, что связано с отбором информации.
1.2. Утрировка служит выделением сильных, с точки зрения имиджмейкеров, характеристик и, наоборот, затушевыванием слабых сторон объекта.
1.3. Перевод как метод имиджелогии связан с помещением объекта в наиболее выгодное условие моделирования.
2. Манипулирование является достаточно распространенным способом коммуникативного воздействия. М. Мамардашвили в книге «Необходимость себя» писал: «Пример обратной, перевернутой логики: чем невероятней, тем более простой очевидностью является». Манипулирование выполняет, с одной стороны, функцию «легенды» или «мифа», маскирующего истинные намерения, с другой — от клиента тщательно утаивается сам факт и цель воздействия [24].
3. Мифологизация является важным инструментом имиджелогии. Она связана с построением двойного сообщения, которое воздействует на уровне сознания и подсознания. В каждом из нас на глубинном уровне присутствуют мифы и архетипы, и задача имиджмейкера заключается в том, чтобы активизировать эту символику в выгодном для себя направлении. Следует помнить о том, что мифы не являются приметой прошлого времени. Ю. Лотман справедливо разграничил миф и новость: миф рассказывает обо мне, новость — о других.
4. Эмоционализация связана с переводом какой-либо информации с рационального языка на язык эмоциональный. Письменный текст, на который человек ориентирован, для усиления эмоционального воздействия на клиента требует определенной доработки, в частности, переориентации на язык и цели конкретной аудитории с учетом уровня ее образования, профессии, времени проведения мероприятия и т.д.
5. Формат. Под ним понимают процессы создания заданных для формирования необходимого имиджа контекстов. Общеизвестно, что находящиеся в аудитории люди лучше поддаются коммуникативному воздействию, если они сидят близко друг к другу. Поведенческие форматы у женщин и мужчин различны: у них разные манеры, речь, экспрессивность, выразительность, эмоциональность. Персональная имиджелогия неоднократно обращалась к исследованию гипнотического влияния личности Г. Распутина, пыталась выяснить набор приемов его воздействия на сильных мира сего. Так, Н.Н. Евреинов в книге «Тайна Распутина» (1925 г.) подчеркивает неосознанность и одновременно крайнюю искусность, даже талантливость использования Григорием взгляда, одежды, языка, ненормированного поведения, авторитарности, которые в совокупности позволили ему, благодаря поведенческим форматам, воздействовать на императорскую чету Романовых в нужном для себя направлении.
6. Вербализация основана на умении имиджмейкера общаться на языке аудитории, направлять вербализацию в нужную сторону, когда необходимо скрыть реальное положение вещей. Основными компонентами этого метода являются: «уведение» человека или аудитории от реальной ситуации, присоединение к мнению конкретного человека или группы, к иерархии человеческих потребностей. Смысл последнего компонента заключается, по А. Маслоу, в удовлетворении вначале физиологических потребностей, а затем духовных, как более сложных:
- физиологические потребности: еда, вода, кров, секс;
- безопасность: ощущение возможности контроля над ситуацией;
- любовь: уверенность человека, нашедшего себе пару;
- признание: восхищение и уважение других людей;
- самоактуализация: самая долговременная цель человека, рассчитанная на полное использование своего потенциала.
7. Детализация повышает уровень воздействия подачи информации. Человек, как правило, больше доверяет деталям. Описание одежды, времени года, обложки книги, дата лучше запоминаются, чем абстракции, обобщения, понятия. Детали, являясь опорными сигналами, дольше сохраняются в памяти, например: запахи, цвета, вкусовые ощущения, звуки детства остаются с человеком навсегда.
8. Архаизация связана с выдвижением на высшую ступень заниженного уровня потребностей, например, на разграничение всех по характеристикам свой/чужой, друг/враг, хороший/плохой, добрый/злой и другие. Американский специалист по теории паб-лик рилейшнз А. Салливен считает, что неполнота, неточность имиджа заведомо стимулируют множество трудностей. Имидж получается фрагментарным, искаженным, отдаленным в пространстве и во времени от реального объекта.
9. Дистанцирование связано с искусственным снятием всего негативного, отрицательного, что разрушает позитивный имидж, снижает его рейтинг. Для усиления положительного имиджа следует опираться на общечеловеческие ценности, такие нравственные качества, как сострадательность, сочувствие, доброта, искренность.
10. Визуализация осуществляет воздействие на человека сразу по нескольким каналам. Одним из первых на многоканальность воздействия искусства и религии на человека обращает внимание П. Флоренский в работе «Храмовое действо как синтез искусств». В настоящее время визуализация включена в коммуникативные технологии социокультурной сферы — театр, музей, ресторан, клуб.
2. Законы построения имиджа:
1) Закон сложения имиджей. Для усиления своего имиджа можно воспользоваться присоединением в себе имиджа других. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе – кто ты» - следовательно, накладывает жесткое требование в выборе окружения. А вот привлекательность Вашего имиджа заметно возрастает, когда мы окружаем себя знаменитыми людьми и одухотворенными вещами. Рядом с Вами портреты известных людей, журналистов, политиков, актеров.
2) Закон вычитания имиджей. Наличие некоторых незначительных черт Вашего образа не ослабляет целостность образа, а иногда делает его более объемным. Любовные приключения Клинтона не помещали ему быть избранным на второй срок.
3) Закон деления имиджей. Вычленений какой-либо черты имиджа может усилить весь образ.
4) Закон умножения имиджей. Образ общего, целого можно переносить на часть. Напр. Диплом известного университета возвышает Ваш имидж. Имидж других людей (родственники, друзья, знакомые) могут повлиять на восприятие Вашего имиджа как положительно, так и отрицательно. Бдительно нужно следить – с кем сейчас общаетесь – нужно ли оно Вам!