План Маршалла и его значение для восстановления Европы

Окончание  Второй мировой войны несло мало положительного экономике США. Сокращение военных заказов грозило падением производства, ростом безработицы. Остро встали проблемы конверсии - перевода экономики на мирный лад.

Эти проблемы можно было решить за счет внешнего рынка, где у США не осталось конкурентов. Но это было невозможно из-за разорения Европы и Азии длительной войной. Логика подсказывала, что нужно предоставить этим странам кредиты, экономическую помощь, осуществить инвестиции в их экономику, при том, что рынок капиталов в самих США был перенасыщенным. Однако ни частный капитал, ни правительство не желали рисковать, вкладывая средства в экономику стран с нестабильными политическими режимами.

5 июня 1947 г. государственный секретарь США Маршалл, выступая в Гарвардском университете, изложил основные положения плана экономической помощи странам, пострадавшим от войны. План должен был решить следующие задачи:

§ помочь экономике США избавиться перенасыщенности рынка капиталов;

§ облегчить проведение конверсии;  

§ в то же время обеспечить восстановление дезорганизованной экономики Европы;

§ способствовать укреплению европейской демократии.

К участию в плане былиприглашены СССР и страны Восточной Европы. Страны, которые принимают помощь, должны были предоставить сведения о состоянии своей экономики, о потерях в годы войны, валютные резервы и планы использования помощи. На основе этих данных конгресс США принимал решение о размере помощи. Распределением помощи занимался исполнительный комитет организации европейского экономического сотрудничества во главе с американским администратором.

Первая реакция Москвы на план Маршалла не была однозначно негативной. Как вспоминал министр иностранных дел СССР В.Молотов, сначала в МИД СССР хотели предложить принять участие в плане Маршалла всем социалистическим странам, но быстро поняли, что это неправильно. "Если на Западе считают ошибкой наш отказ, значит, мы сделали правильно".

Советское руководство утверждало, что страны, которые получат помощь, потеряют свою экономическую самостоятельность и что нужно опираться на собственные силы в восстановлении национальных экономик. Советское руководство, критикуя план, не предлагало ничего взамен, а, следовательно, сделало решительный шаг к расколу Европы и развертывания "холодной войны".

18 июня 1947 г. "Нью-Йорк таймс" писала: "Задача состояла в том, чтобы открыть перед Россией двери, в которые Вашингтон был уверен - она не зайдет".

12-15 июля 1947 г. на Парижской конференции шестнадцатью государствами (Англия, Франция, Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Швейцария, Швеция)  было принято предложение США и образована Организация европейского экономического сотрудничества.

2 апреля 1948 г. Конгресс США принял закон № 472 о помощи иностранным государствам.

Американскую помощь приняли 18 стран. В течение 1948-1951 гг. они получили 12,5 млрд. долларов. Эти страны не потеряли своей независимости и самостоятельности, а, наоборот, восстановили свой экономический потенциал и даже стали конкурентами США на мировом рынке. Оказание помощи не предусматривало смену политического и социального развития государства (например, Югославия шла социалистическим путем развития).

27 сентября 1950 г. президент США объявил законопроект о дополнительных и чрезвычайных ассигнованиях. В одном из пунктов говорилось, что страны, которые передают СССР материалы, которые представляют угрозу для США, лишаются помощи. Еще в 1949 г. был создан координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ) стратегических материалов, оборудования, технологий в социалистические страны. Он прекратил свою деятельность лишь 1 апреля 1994 г.

Таким образом, отношение к плану Маршалла определяли союзников и противников СССР и США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: