Тема 3. Содержание профессионального стандарта педагога

Обобщенные трудовые функции. Обучение, воспитательная работа, личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности, профессиональные компетенции педагога начальной школы, профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя).

Лекция 7.

В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования дошкольное, начальное, основное и среднее основное образование), модули предметного обучения по математике и русскому языку, описание трудовых функций или функциональной карты вида профессиональной деятельности в традиционной триединой цели обучения, воспитания и развития, а также требований к образованию и обучению педагога, его опыта и условий допуска к работе. Все эти компоненты документа направлены на достижение поставленной цели: «оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)».

В профстандарте учитываются современные реалии российского образования, а по замыслу разработчиков и международные нормы. Это повышение статуса непрерывного образования, «установка обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате», применение разнообразных форм, методов и средств ИКТ в организации целостного образовательного процесса.

Профстандарт впервые нормативно закрепляет основные и специальные педагогические характеристики квалификации работающего педагога, создающие основу для его постоянного саморазвития и непрерывного обучения.

Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции, уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Профессиональный стандарт предполагает формирование пяти новых профессиональных компетенций у педагога:

· работа с одаренными учащимися; 

· работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; 

· преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; 

· работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии; 

· работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Тема 4. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых. Структура, содержание, трудовые функции.

Основная цель профессиональной деятельности. Требования к образованию и обучению. Структура профстандарта. Характеристика обобщенной трудовой функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам».

Лекция №8.

Требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы педагога указаны в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденном Приказом Минтруда России N 613н от 08.09.2015 г.

Ответственная организация-разработчик профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых - ФГАУ "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО"), город Москва, директор Асмолов Александр Григорьевич. Наименования организаций-разработчиков, прявших участие в разработке стандарта: АНО "Национальное агентство развития квалификаций", город Москва; АНО "Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум", город Челябинск; ОГОУ ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", город Иркутск; ФГБОУ ДПО "Институт развития дополнительного профессионального образования", город Москва.

Основная цель вида профессиональной деятельности, согласно профстандарту - организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

В профессиональном стандарте выделяют три обобщенные трудовые функции:

1. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

Определяет профессиональную деятельность следующих должностей: педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель

2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ характеризует профессиональную деятельность методиста организации дополнительного образования.

3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ раскрывает суть профессиональной деятельности педагога-организатора.

Каждая трудовая функция определяет конкретные трудовые действия, необходимые умения, знания для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

Для педагога дополнительного образования детей и взрослых определены 5 трудовых функций:

1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

2. Организация досуговой деятельности обучающихся.

3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: