(Задания для самостоятельной работы выполняются в произвольной форме. Проверка и оценивание данных заданий не осуществляется.)
Задание 1. Изучите гл.7 учебник В.И. Шкатулла. Образовательное право России. Второе издание.- М.: Юстицинформ, 2016 г.
Задание 2. Изучите главу 20 учебник В.И. Шкатулла. Образовательное право России. Второе издание.- М.: Юстицинформ, 2015 г.
Задание 3. Изучите Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 года № 1601.
Задание 4. Изучите Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2016 г №775 «О внесении изменения в приложение N 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Задание 5. Изучите Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Задание 6. Изучите Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».
Задание 7. Изучите главы Трудового кодекса РФ, регламентирующие профессиональную деятельность педагогических работников №10, №11, №52.
Задание 8. Изучите профессиональный стандарт в сфере образования «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Охарактеризуйте структуру стандарта. Укажите основные функции.
Задание 9. Изучите профессиональный стандарт в сфере образования «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Укажите не менее пяти профессиональных компетенций педагога, которые необходимы для организации совместной учебно-воспитательной деятельности детей и взрослых.
Задание 10. Изучите Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584
Задание 9. Изучите главы №1, №2, № 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ
2.4. Вопросы для самоконтроля:
1. Кто имеет право на педагогическую деятельность?
2. Какова продолжительность рабочего времени педагогических работников?
3. Каковы особенности предоставления отпуска педагогам?
4. В каких случаях, помимо общих оснований, может быть расторгнут трудовой договор?
5. Какие отношения регулирует коллективный договор?
6. Основные характеристики эффективного контракта.
7. Области применения профессиональных стандартов в системе образования.
8. Разработчики профстандартов «Педагог», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
9. Требования к образованию педагогических работников.
10. Система оплаты труда работников образовательной организации.
Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения.
1. Профессиональный стандарт «Педагог » (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
2. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
3. Трудовой кодекс РФ.
4. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584
«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
9. Федеральный Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.
2.6. Интернет-ресурсы:
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ Министерство образования и науки России
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3813Методические рекомендации по расчету целевого показателя государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы «охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования
http://base.garant.ru/12125268/ Трудовой кодекс РФ
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/archive.phpПрофессиональные стандарты в системе образования
Законодательство в области защиты прав ребенка»
3.1. Цель реализации программы: изучить международные и российские нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка.
Содержание.
Тема 1. Международные нормативно-правовые акты в сфере защиты прав детей.
Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних. Международные нормативно-правовые документы и акты. Основные направления политики государств в области защиты прав детей.
Лекция 1.
Нормативно-правовые акты в сфере защиты прав детей представлены следующими документами:
Высшей юридической силой обладают международные правовые акты.
Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:
Международная хартия физического воспитания и спорта была принята генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 21 ноября 1978 г.
Декларация принципов терпимости была утверждена в 1995 году. Международный день, посвящённый терпимости ежегодно отмечается 16 ноября. Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.
В числе международных нормативно-правовых документов и актов, регулирующих защиту прав детей, следует выделить следующие:
1. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (1986 г.)
2. Декларация о праве на развитие (1986 г.)
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)
4. Руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (ЭР-РИЯДСКИЕ руководящие принципы) (1990 г.)
5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам (1992 г.)
6. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению
наихудших форм детского труда (Конвенция 182) (2003 г.)
Тема 2. Нормативно-правовые документы Российской Федерации о защите прав детей.
Правовое обеспечение в области защиты прав детей. Нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере защиты прав детей. Права и обязанности семьи и отдельных ее членов, права детей.Цели государственной политики в интересах детей.Подзаконные акты, отражающие защиту прав детей. Принципы государственной политики в интересах детей.
Лекция 2.
Проблема прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать правовое обеспечение в области защиты прав.
Под правами человека принято понимать совокупность правил, характеризующих правовой статус человека; неотъемлемую принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо.
Правовое обеспечение в области защиты прав детей – это совокупность законов и иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти России и органов власти субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации приняты ряд подзаконных актов, которые отражают защиту прав детей. К подзаконным актам относятся:
1. Указы Президента Российской Федерации: в системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются только на основе существующего законодательства и в его развитие;
2. Постановления Правительства Российской Федерации: Правительство издает постановления на основе Конституции РФ, федеральных законов, Указов Президента. Постановления принимаются Правительством Российской Федерации тольков пределах своей компетенции;
3. Ведомственные нормативно-правовые акты:к данной группе относятся приказы, инструкции, постановления, уставы, распоряжения, правила и т.д. Отдельные из этих нормативно-правовых актов могут распространяться на всех граждан, например, инструкции Министерства финансов, Министерства труда и социального развития и др.;
4. Внутриорганизационные нормативно-правовые актыиздаются организациями, предприятиями, учреждениями для регулирования своих внутренних отношений и распространяются на членов данных организаций. Могут быть в форме приказов, распоряжений.
Первостепенным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, провозглашает приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепляет положение о том, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства, которое гарантирует соблюдение прав детей, их развитие, образование и воспитание. В Конституции Российской Федерации ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.
Начиная с 1993 г. принято более 250 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты.
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Принятие Гражданского кодекса РФ (1994 г.), Семейного кодекса РФ (1995 г.), Уголовного кодекса РФ (1996 г.) расширяет арсенал средств и способов защиты прав детей. В Семейном кодексе РФ имеется специальная глава 11 «Права несовершеннолетних детей», расширены полномочия не только законных представителей детей, но и самих несовершеннолетних в реализации своих прав. В Уголовном кодексе РФ глава 14 посвящена уголовной ответственности несовершеннолетних, где приоритетным является не наказание несовершеннолетнего, а профилактика правонарушающего поведения детей и подростков, их перевоспитания.
Особенно важное значение имеет принятие в РФ следующих нормативно-правовых актов, в которых отражена защита прав детей:
· Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
· Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
· Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Права и обязанности семьи и отдельных ее членов широко рассматриваются в Семейном Кодексе Российской Федерации. Среди прав детей, рассматриваемых в Семейном Кодексе, следует отметить следующие:
· Право ребенка жить и воспитываться в семье;
· Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
· Право ребенка на защиту;
· Право ребенка выражать свое мнение;
· Право ребенка на имя, отчество и фамилию;
· Имущественные права ребенка.