Моделирования как средство развития конструктивной деятельности

 

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов. К четырем годам дети научаются строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира создаваемой линии им кладут линейку. В шесть-семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения, начинают координировать разные возможные перспективы. В старшем дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию, готовности к моделированию.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.

Моделирование – это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу. Чертеж – своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому. Слово «чертеж» исконно русское. В значении, близком к современному, т.е. как изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертеж» употреблялось в русском языке, по крайней мере, с 16 века.

Появление чертежей было связано с практической деятельностью человека – строительством. Дети – неутомимые конструкторы. Они с большим удовольствием делают различные модели (дом, мост, машина и пр.). Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются еще в раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, конструирование и др.). По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования — модели начинают чаще использоваться в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и измерительная функции. Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое — замещающее», некоторых правил моделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.

Вопрос о развитии конструктивно-модельной деятельности и ее значении для умственного развития детей специально изучался А.Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер конструктивной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребенка в самостоятельную творческую деятельность. Об этом говорят результаты психологических исследований А.Р. Лурия,Н.Л. Линьковой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгер и др.

Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская и др.), в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С А. Лебедева, Н. Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рас­сматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, Т. Д. Рихтерман,.). Моделирующий характер детской конструктивной деятельности, в ходе которой из деталей строительного материала воспроизводятся общий вид и некоторые функциональные особенности реальных объектов в виде предметной модели, обеспечивает развитие внутренних форм наглядного моделирования и формирование модельных представлений.

В ряде работ, выполненных под руководством Л. А. Венгера, было установлено, что развитие модельных представлений детей может иметь большую эффективность при введении в конструирование графических внешних моделей «второго порядка» — простейших чертежей. Для определения эффективности работы в течении года можно проводить с детьми диагностические игры и упражнения.

 

Детям предлагается:

 

1. построить любую конструкцию из предложенного строительного материала;

2. придумать, нарисовать, а потом построить любую конструкцию из предложенного строительного материала;

3. разобрать контурную схему корабля: а) без образца, в соответствии с предложенными деталями строительного набора, из которых можно построить корабль; б) по готовому образцу конструкции;

4. построить полную графическую модель будущей конструкции (без вспомогательных средств) и построить ее из незнакомого строительного материала (контроль).

      Такие задания помогают воспитателю определить уровень овладения детьми конструктивной деятельностью, действиями наглядного моделирования и уровень общего умственного развития.

Так же развитию модельно-конструктивной деятельности способствует организация ее совместного выполнения несколькими детьми с распределением функций между ними, т. е. превращение ее из индивидуальной в совместно-распределенную. Модельно-конструктивная деятельность создает благоприятные условия для такого объединения детей и может быть специально использована в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия. Таким образом, можно полагать, что модельно-конструктивная деятельность не только положительно влияет на развитие наглядно – образного восприятия, но и может служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества, максимально благоприятствующих дальнейшему развитию совместной деятельности детей в процессе обучения (A. Венгер, К. Н. Поливанова, В.В. Рубцов, Г. А. Цукерман).

Конструирование — это созидание. Поэтому, занимаясь конструированием, ребенок может видеть результат своих усилий, что для него особенно важно, так как дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось, вдохновляет на новые свершения).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: