Методические рекомендации для студентов
Занятие № 3 учебной практики
Тема занятия «Здоровье детей преддошкольного, дошкольного, школьного и юношеского возраста»
Значение темы:
Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей задачей современной медицины, так как известно, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия (ВОЗ). Здоровье ребенка связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития, адекватным включением в общество на каждом этапе развития и компенсаторных реакций в процессе развития.
Современные подходы к оценке здоровья детей изложены в Приказе Минздрава России №621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов;
|
|
ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1сигма) или избыточной массой тела (масса более М+2 сигма), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
|
|
к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Цели обучения:
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
знать:
1.Анатомо-физиологические особенностиразных периодов детского возраста.
2.Основные потребности и проблемы детей данных возрастов.
3.Принципы рационального питания периодов детского возраста после 1 года.
уметь:
1.Составить рекомендации по закаливанию, основным гимнастическим комплексам и массажу, рациональному режиму дня и вскармливанию, обеспечению безопасности окружающей среды для здоровых детей данных возрастов.
2.Работать с центильными таблицами и таблицами нервно-психическое развития детей.
3.Составить рекомендации по подготовке ребенка в детское дошкольное учреждение и к школе.
4.Обучать родителей принципам здорового образа жизни.
5.Закрепить практические навыки (самостоятельное обследование молочных желез, самообследование яичек, обучение родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей дошкольного и школьного возрастов, обучение родителей и окружение подростка выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию поддержки при их развитии).
Овладеть ОК и ПК
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.
ПК 1.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний
1.Расскажите классификацию периодов детства Н.П. Гундобина (1906 г).
2.Охарактеризуйте потребности и проблемы, и способы их решения у здоровых детей.
3.Расскажите о физическом развитии здоровых детей от 1года до 18 лет.
4.Охарактеризуйте нервно-психическое развитие детей школьного возраста.
5.Расскажите об оценке полового развития.
6.Перечислите возможные проблемы подростков.
7.Расскажите календарь прививок здоровых детей.
8.Охарактеризуйте диспансеризацию здоровых детей.
Содержание темы