Аддиктивное поведение является одной из форм девиантного поведения и выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. То есть человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ (химические аддикции) или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности (нехимические).
Химические аддикции – связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих состояние. Многие из этих веществ токсичны и могут вызывать органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости. К химическимаддикциям относят следующие: алкогольная аддикция, наркомания, токсикомания, курение.
Нехимические (поведенческие) аддикции – аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не ПАВ. В западной литературе для обозначения этих видов аддиктивного поведения чаще используется термин поведенческие аддикции. К нехимическим аддикциям относят следующие: гэмблинг, интернет–аддикция, работоголизм, созависимость,ургентнаяаддикция, религиозная аддикция, социальная организация как аддиктивная фиксация, шоппинг,эротическиеаддикции, любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные аддикции,со–сексуальная аддикция,киберпорно–аддикция
|
|
Аддикции к еде – промежуточные аддикции, характеризующиеся тем, что задействуются непосредственно биохимические механизмы: анорексия, булимия.
Личностные особенности, предрасполагающие к развитию аддиктивного поведения
Аддиктивное поведение характерно для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни.
Таким образом, можно выделить следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:
· Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
· Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
· Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
· Стремление говорить неправду.
· Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
· Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
|
|
· Стереотипность, повторяемость поведения.
· Зависимость.
· Тревожность.
Приложение 2
Характерные потребности и проблемы здоровых детей
Возрастной период | Основные универсальные потребности | Основные проблемы и способы их решения |
период новорожденности (с 1 до 28 дней) | дышать, есть, спать | Важен тщательный уход, т.к. отмечается высокая чувствительность организма к различным инфекциям, выявляются пороки развития, последствия родового акта. |
грудной возраст 1. (от 29 дней жизни до 12 месяцев) | быть чистым, двигаться, общаться, играть, быть в безопасности | Для грудного периода значительной проблемой является естественное вскармливание и четкая организация режима дня. |
Период молочных зубов – от 1 года до 7 лет. преддошкольный (от 1 до 3 лет) | избегать опасности, в ласке | Комната должна быть светлой, проветриваться. Температура в комнате 20оС, чистота. Необходимо проводить влажную уборку. У ребенка должна быть отдельная кровать, матрац лежать на деревянном щите.С 1,5 лет приучить ребенка умываться самостоятельно, полоскать рот, с 3-х лет – чистить зубы, при этом вода должна быть комнатной температуры. Предметы гигиены должны быть индивидуальные. Своевременно обрабатывать ногти.Температура воды при купании 36оС, продолжительность 8-10 минут,постепенно увеличивая время до 10-20 минут к 3-м годам. Купать 2-3 раза в неделю.Белье ребенка следует стирать отдельно от взрослого, детским мылом.Обязательно следить за осанкой ребенка. |
дошкольный (от 3 до 7 лет) | Начинается смена молочных зубов постоянными. Формируются навыки коллективности, формируется характер. В этом возрасте полезно какое-то время провести в детском саду для формирования навыков общения. В этот период остается высокий уровень травматизма и возможного начала хронических заболеваний. | |
школьный период (отрочество: 7-12 лет) | учиться, принадлежать к какой – либо группе | Основные заболевания данного периода: ожирение, нарушение осанки, основная причина смертности – травматизм.Пребывание в школьном коллективе, резкое увеличение нагрузок в этот период оказывают значительное влияние не только на формирующийся характер, интеллектуальное развитие, но и на формирование хронических заболеваний у детей. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка. |
Период полового созревания (старший школьный возраст или период подросткового и юношеского возраста: с 11-12 до 18 лет) | самосознание, самоутверждение, самовыражение (своего “я”) | Начинается формирование вторичных половых признаков и заканчивается достижение половой зрелости, резко изменяется внешний образ ребенка.Вследствие гиперфункции щитовидной железы отмечается повышенная возбудимость, раздражительность, неустойчивость настроения, затрудняется общение с окружающими, что требует более внимательного и деликатного отношения со стороны родителей и педагогов.В связи с неустойчивостью нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем в этом возрасте наблюдаются функциональные заболевания (эндокринопатии, “юношеское сердце”, вегето-сосудистая дистония, неврозы, дискинезии желчевыводящих путей и т.п.). |
Приложение 3
Примерная тематика памяток, бесед, компьютерных презентаций по теме:
1.Составить презентацию на тему «Обучение родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей школьного возраста».
2.Составить памятку «Обучение родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей школьного возраста».
|
|
3.Составить памятки по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ, по адаптации ребенка к школе.
4.Составить беседу «Рекомендации родителям о правильном питании школьников».
5.Составить презентацию для родителей подростков «Профилактика зависимостей в подростковом возрасте».
Пример памятки